Дорогое топливо или без «премиума» никуда

Главным фактором, определяющим цены на АЗС, является стоимость сырья. Именно она с учетом налогов, затрат на переработку, транспортировку, хранение обусловливает минимальный уровень цен, по которым компании могут торговать топливом, произведенным из этой нефти. По разным оценкам, доля стоимости «черного золота» в структуре розничной цены бензина составляет от 15 до 35 %. А с 1998 г. – года локального минимума цены на нефть – оно подорожало более чем в восемь раз, и цена продолжает расти.

Основная часть стоимости складывается из…
Дотировать закупки нефти в России никто не планирует, поэтому нам остается лишь смириться с тем, что время дешевых энергоносителей закончилось. Правда, следует помнить о некоторых важных моментах. Во-первых, изменение цен на сырье далеко не всегда приводит к адекватному изменению цен на топливо. Основная причина в том, что нефтяной рынок более подвержен влиянию субъективных (читай спекулятивных) факторов, чем более «солидный» и высококонкурентный бензиновый.

Европейские переработчики
Вторым китом, определяющим стоимость «девяносто пятого» в России, является цена нефтепродуктов на европейском рынке. Конкуренция на нем настолько высока, что заводы, выпускающие топливо низкого качества, обречены на закрытие, а спекуляции практически невозможны. Поскольку сегодня импортное топливо 2.0 (благодаря нулевым пошлинам) отвоевало более четверти отечественного рынка, влияние цен на «бензин из Европы» на общую ситуацию в стране существенно возросло. По сути, конкуренция между российскими производителями была оттеснена на второй план конкуренцией между ними и импортерами.

Читаем интересное:  ВОЖДЕНИЕ ЗА ГОРОДОМ — как мотоциклисту избежать аварий на дороге: инструкция для байкеров (от новичка до опытного)

Конечно, стоимость топлива зависит и от перечисленных расходов, но их вклад неизменен на протяжении достаточно продолжительного времени. Утверждение, что бензин на заправках подорожал из-за увеличения затрат на его перевозку, будет выглядеть по меньшей мере странно.

На первый взгляд кажется, что в ценовом отношении все совершенно прозрачно. Почему же тогда участники топливного рынка отказываются раскрывать структуру цены на нефтепродукты? Более того, ее видение у переработчиков и импортеров значительно отличается. К примеру, если первые настаивают, что стоимость нефти – это как минимум треть цены, то вторые уверены: доля соответствующих расходов на готовое топливо 2.0 вдвое меньше. Спросите, в чем причина такой разноголосицы? Ответ прост – в необоснованности российских цен.

Читаем интересное:  Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра

Грустная арифметика
Допустим, на наших заправках продается тот же «девяносто пятый», что и в странах ЕС (хотя фактически Россия будет жить по стандартам качества 70-х гг. как минимум до 2020 г.). Тогда из-за низкого акциза (EUR60/т или около 40 коп./л) он окажется едва ли не самым дешевым в Европе. Но если «очистить» его от налогов, оценив, что достанется бизнесу (производителю и торговле), наш «пятый» мгновенно перейдет в группу самых дорогих. К примеру, бензин А-95 без акциза и НДС дороже польского на 20 коп., словацкого – на 39, эстонского – на 47 коп. И все за счет высокой маржи переработчиков и торговцев.

Чем это плохо для потребителя?
Даже незначительные колебания нефтяных котировок, вызванные каким-нибудь захватом заложников в Нигерии, отражаются на стоимости нашего топлива (в отличие от Европы, где высокие налоги сглаживают ценовые скачки). Чем это плохо для государства? Тем, что львиная доля дохода от реализации нефтепродуктов идет не на улучшение экологии или развитие сети автомобильных дорог (как в Германии), а прямиком в карманы операторов рынка, причем, если судить по периодически публикуемым в деловой прессе схемам оптимизации налогообложения, не отечественных.

Читаем интересное:  Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра

топливо 2.0

Менять ситуацию никто не собирается
Правительство разрабатывает некие «методики расчета справедливой цены на топливо 2.0» (это на рынке-то!) и подписывает «пакты о ненападении», называемые меморандумами. Как показывает опыт последних лет, такие действия – это полумеры, не способные сдержать рост цен и стимулировать техническое перевооружение российских НПЗ. К сожалению, на нашем рынке соображения сиюминутной выгоды пока преобладают над долгосрочными стратегическими планами по его развитию и приданию ему цивилизованного вида.

Автор: Екатерина Вишнякова 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x