Страховщиков и РСА снова предложили лишить контроля над техосмотром

Правительство планирует передать функции контроля над операторами техосмотра от РСА Ространснадзору. При этом аккредитацией операторов ТО будет заниматься по-прежнему Российский Союз Автостраховщиков, сообщает «Газета.ru». За отсутствие талонов техосмотра могут вернуть штрафы. Разработать реформу поручено Минэкономразвития.

Напомним, что первая реформа техосмотра произошла в 2012 году, когда контроль за проведением техосмотра, а также право аккредитовать операторов техосмотра доверили РСА.

Спустя несколько лет оказалось, что резко повысилось количество ДТП с участием неисправных автомобилей. Об этом говорит и статистика ГИБДД. Так, за 7 месяцев с начала 2016 года по вине неисправных транспортных средств произошло 2 640 ДТП, что на 124,3% больше, чем в 2015 году за аналогичный период. Также увеличилось количество фиктивно оформленных диагностических карт.

По итогам заседания президиума Госсовета, прошедшего в марте 2016 года, было поручено провести новую реформу техосмотра, и вскоре соответствующий документ подготовили в МВД РФ. МВД озвучивало идею отобрать у РСА обязанности контролера над операторами ТО и передать эти функции с 1 января 2017 года Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации).

Документ в том числе вводил обязанность проведения выездных аккредитационных комиссий с обязательным участием в них МВД России. Однако в итоге инициативу ведомства так и не одобрили, а в аппарате первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова поручили подготовить изменения в федеральное законодательство уже Минэкономразвития, которое предложило передать функции РСА Ространснадзору (входит в структуру Минтранса).

Что ждет рынок после реформы сферы техосмотра

Сейчас в Минэкономразвития готовится документ, изменения в закон № 170-ФЗ («О техосмотре ТС»), и к 1 декабря 2016 года он будет направлен в правительство на рассмотрение.

В правительстве хотят изменить процедуру аккредитации таким образом, чтобы не допустить обмана со стороны операторов.

Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов утверждает, что право аккредитовать операторов останется за РСА, а закон нужен для того, чтобы в РСА могли осуществлять выездные проверки, чтобы удостовериться в правомерности предоставленных документов. В настоящее время просто так приехать и убедиться, что оператор ТО не мошенничает на рынке, в РСА не могут по закону, а аккредитация при этом — бессрочная. То есть рычагов воздействия на нарушителей закона у РСА попросту нет.

В готовящемся документе Минэкономразвития указывается возможность проведения внеплановых проверок СТО.

Отметим, что отдельные предложения РСА нашли понимание в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова.

«В частности, в правительстве одобрили наше предложение проводить аттестацию экспертов-техников. В готовящемся законопроекте это заложено. Настоящих требований к операторам — предоставлять сведения о квалификации техников — недостаточно. Теперь Ространснадзор будет регулярно, раз в пять лет, проводить подтверждение квалификации специалистов, проводящих технический осмотр. Ведь транспортные средства становятся технически все более сложными, появляются гибридные автомобили, и от того, насколько квалифицирован техник, зависит качество проводимого им техосмотра», — отмечает Ефремов.

Что касается идеи ввести штраф за непройденный техосмотр — отсутствие диагностической карты — этот вопрос обсуждается. Все упирается в возможности камер фотовидеофиксации: смогут ли они отмечать такое нарушение.

Также законопроект содержит предложение передать функцию МВД по контролю за продажей диагностических карт без проведения осмотра Ространснадзору. Ефремов добавляет, что будет разумно передать и контроль над единой автоматизированной системой технического осмотра (ЕАИСТО) в ведение Ространснадзора из МВД.

Избыток же контролирующих инстанций приведет к хаосу, полагает замглавы РСА.

Что думают по поводу готовящихся изменений эксперты

Планируемые изменения в системе техосмотра вряд ли могут повлечь улучшения, полагает гендиректор союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев. Он утверждает, что страховщикам невыгодно, чтобы технические средства были исправны: «Страховщики не заинтересованы в технической исправности транспортных средств. Регресса страховых выплат по ДТП с участием неисправных автомобилей нет — значит, это невыгодно страховщикам.

В то же время мы видим, как страховые агенты включились в распространение диагностических карт техосмотра. Страховщики навязывают эту услугу, заставляя клиентов фактически покупать у аффилированных с ними СТО диагностические карты. В противном случае отказывают в продаже полиса ОСАГО. Этими проблемами болеет не один субъект РФ. Кроме того, у многих операторов просто нет оборудования для проведения техосмотра».

Гендиректор ООО «Автоконтроль» Павел Петухов отмечает, что московские операторы заинтересованы в том, чтобы функции по контролю и аккредитации оставались в ведении РСА.

Страховщиков и РСА снова предложили лишить контроля над техосмотром

«Конечно, несколько лет назад все вышло из-под контроля. В страховых компаниях стали просто продавать диагностические карты без предоставления автомобиля и проверки его технического состояния, оставив честных операторов без работы. То есть техосмотр стал существовать только на бумаге. Но уже сейчас ситуация стала налаживаться. По крайней мере, в Москве РСА проводит проверки, закрывает пункты, работающие фиктивно. Конечно, если какой-либо госорган начнет проверять и закрывать всех без исключения операторов, у которых выявляются нарушения, это хорошо. Но если проверки и санкции будут предприниматься выборочно, то смысла в этом нет».

Напомним, что когда МВД предлагало лишить РСА права контролировать станции ТО, оно выдвигало следующие аргументы: РСА не справляется со своими функциями, а «производственные аспекты деятельности операторов остаются вне сферы контроля». Это привело в итоге, как сообщает РБК, к «массовой фальсификации» данных, «дискредитации института технического осмотра», росту ДТП. 

РСА тогда представил контраргументы, отстаивая свои права и утверждая, что смена контролирующей организации никак не отразится на безопасности дорожного движения. 

Роман Золотарёв

Добавить комментарий