После реформы ОСАГО в работе страховых с автосервисами могут быть проблемы

Страховые компании считают, что только четверть станций техобслуживания соответствуют новым требованиям.

Что думают в РСА

C 28 апреля 2017 года вступил в силу новый федеральный закон о приоритете натуральных выплат по ОСАГО, который, в числе прочего, выдвигает жесткие требования к станциям технического обслуживания. Так, например, расстояние от места жительства автовладельца или места аварии до СТО должно составлять не более 50 км. Также теперь при ремонте поврежденного транспортного средства нельзя использовать бывшие в употреблении или восстановленные детали. Страховые компании называют эти и другие требования слишком жесткими и считают, что далеко не все сервисы им соответствуют. В Российском Союзе Автостраховщиков даже называют конкретные цифры, передает ТАСС: только четверть сервисов соответствуют заявленным требованиям.

Недовольны в РСА и тем, что возмещение в натуральной форме будет обходиться дороже, чем выплаты в денежном эквиваленте. Связано это с тем, что износ при расчете величины ущерба не учитывается, а бывшие в употреблении или восстановленные расходные и комплектующие использовать нельзя.

Что говорят страховщики

Впрочем, не все страховые компании разделяют это мнение. «Реализация будет во многом зависеть от конкретной региональной специфики, в том числе и сложность реализации, но мы настроены оптимистично. Уже сегодня у нас отработаны процессы по организации ремонта, и мы готовы развивать данное направление далее», — сказал начальник инженерного отдела «АльфаСтрахования» в Татарстане Дмитрий Павлов.

Чего ожидают владельцы СТО

Владельцы сервисов также оценивают перспективы неоднозначно. Некоторые СТО после введения закона не собираются работать со страховыми компаниями, другие же, напротив, заключают новые договоры со страховщиками.

Читаем интересное:  С 1 сентября 2022 года отменят некоторые обязательные проверки при техосмотре автомобиля

Например, владельцы СТО в Ставропольском крае оценивают опыт сотрудничества со страховщиками в негативном ключе. Например, компания «Реностарт» не хочет работать со страховыми:  «Мы с 2009 года сотрудничали с различными компаниями. Опыт отрицательный: страховщики деньги перечисляли с опозданием, считали меньше реальных затрат, даже приходилось покрывать издержки за свой счет, сотрудничать с автостраховщиками не будем».

В пятигорском ООО «ТСС Кавказ», напротив же, сообщили, что планируют заключать договоры со всеми страховщиками, которые этого захотят.

Старший кредитный специалист компании Петр Левушкин убежден, что нормы закона достаточно продуманы, и в случае чего можно будет урегулировать все моменты со страховой без проблем.

Владелец одного из новосибирских СТО Валерий Панщиков тоже не против инноваций и сообщает: «Во-первых, новые клиенты — это всегда хорошо, для любого автосервиса. Новосибирск в этом плане достаточно конкурентный город. Во-вторых, уровень: чтобы соответствовать требованиям страховщиков, будут стремиться работать не в сараях, обшитых сайдингом, не с выпившими слесарями, а с нормальным инструментом, нормальными специалистами, это в целом для повышения качества услуги плюс».

А чего хотят автовладельцы?

Самая недовольная сторона — это автолюбители, у которых осталось множество вопросов по существу закона. Например, каким образом будет контролироваться качество и замена деталей.

Член координационного совета Федерации автовладельцев России в Красноярском крае Павел Стабров убежден, что проблемы возникнут неминуемо: «Половина, а то и более наших автомобилей являются старыми моделями, которые уже не выпускаются. Как искать новые запчасти для таких машин, сколько на это потребуется времени, сколько времени автовладелец будет оставаться без автомобиля, и где во время ожидания и поиска запчастей будет находиться машина — непонятно».

Читаем интересное:  С 1 сентября 2022 года отменят некоторые обязательные проверки при техосмотре автомобиля

А как быть тем, кто проживает в небольших населенных пунктах, где СТО в радиусе 50 км нет?

Председатель правления Алтайской краевой общественной организации «Ассоциация защиты прав страхователей» Ольга Писанова полагает, что возникнут проблемы в сфере правоприменительной практики: любой закон должен быть обкатан, отработан, а у автовладельцев обязательно будут возникать вопросы по срокам и качеству ремонта. Она также полагает, что могут быть проблемы с доставкой автозапчастей, ведь реально есть случаи, когда запчасти поступают в СТО через несколько месяцев.

Эксперты Приморья полагают, что закон вызовет социальную напряженность, а с автоюристами-мошенниками не справится. Те попросту переключатся на автосервисы и найдут возможность получать прибыль и по другим схемам. Это мнение выразил кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Финансы и кредит» Дальневосточного федерального университета Юрий Шатов.

В пример Шатов привел районы Дальнего Востока, где СТО должного уровня отсутствуют. Так, скажем, жителю села Красный Яр придется ехать в ближайший город Лучегорск за 150—200 км по непролазной тайге. Хотя регион близок к Японии, система сервисов в крупных городах развита неплохо, но недоработки на местах все равно будут.

Читаем интересное:  С 1 сентября 2022 года отменят некоторые обязательные проверки при техосмотре автомобиля

Веское слово правозащитников

Новый закон, полагает старший юрист адвокатского бюро Свердловской области «Пучков и Партнеры» Николай Хмелевский, направлен на защиту интересов страховщиков, а не пользователей. Законодатели рассчитывают на сокращение количества судебных исков, однако вряд ли это случится, убежден Хмелев: «Не стоит ожидать исчезновения споров между страховщиками и потерпевшими из судов. Связано это с тем, что поправки в закон об ОСАГО ведут к существенному сокращению объема прав потерпевших за счет предоставления дополнительных привилегий страховщикам. Такая ситуация потенциально способна вызвать всплеск обращений в суды со стороны граждан».

Кроме того, Хмелев отметил важную вещь: все вопросы, которые возникали у правозащитников на стадии подготовки закона, в тексте документа отражены не были.

«Неясен порядок вступления закона в силу: должны ли положения закона применяться в случае, если лицом, причинившим вред, договор обязательного страхования был заключен после дня вступления в силу поправок, а потерпевшим —  нет, и наоборот. Из-за недостаточной юридико-технической проработки закона можно прогнозировать трудности в практической реализации норм о получении страхового возмещения в натуральной форме», — пояснил он.

И хотя президент РСА Игорь Юргенс прокомментировал, каким образом будут поступать страховщики в таких случаях, вопросы остаются все равно. 

В целом, эксперты сходятся во мнении: какие-либо значительные выводы можно будет делать только через полгода.

Скачать закон о натуральном возмещении по ОСАГО 2017 года

Виктор Фролов

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Юра
Юра
6 лет назад

​Вот именно, что сейчас рассуждать, если надо подождать хотя бы пару месяцев. Закон чуть больше недели назад вступил в силу, а уже такая паника и негодования. В селе Красный Яр интересно как сейчас делают машины? Наверняка там есть СТО, пусть ее и оборудуют. Если нет, то уже говорилось, что либо можно деньгами взять, либо страховщик оплачивает перевоз автомобиля. 

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x