Госдума разрешила гастарбайтерам еще немного порулить без прав

В Госдуме в очередной раз переносится принятие запрета на работу без российских прав для жителей других государств.

Сейчас иностранцев, которые работают в России водителями, таксистами, служащими автопредприятий, десятки тысяч. Все они смогут продолжать работу в России, пользуясь водительскими правами своих стран, до 1 июня 2018 года. Законопроект о переносе срока с 1 июня 2017 года на эту дату рассмотрен Госдумой в первом чтении.

Обязать гастарбайтеров получать российские права предлагалось с 2013 года, но затем решение трижды переносилось на более поздний срок. Несмотря на то что приезжие водят из рук вон плохо и становятся постоянными зачинщиками аварий, запрет постоянно откладывается. Как сообщает «Ъ» со ссылкой на мнения некоторых депутатов, бизнес-лобби заинтересовано в том, чтобы мигранты работали, как и раньше: ведь содержать таких работников в разы дешевле, чем российских водителей с «корочками».

А количество аварий, случившихся по вине или с участием водителей-иностранцев, удручающе велико: только за первые месяцы 2017 года число ДТП по вине таких водителей выросло на 11%. В 2016-м иностранцы России и лица без гражданства совершили 1,67 млн нарушений ПДД, что на 4,5% больше, чем в 2015-м.

Что изменится, когда будет принят закон?

Законопроект, рассмотренный в первом чтении, вносит изменения в закон «О безопасности дорожного движения» и делает рабочей ст. 12.32.1 КоАП РФ, в которой говорится, что должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, штрафуется на 50 000 рублей за допуск к управлению ТС водителей без российских водительских прав. 

То есть водителям без российских прав нельзя будет управлять грузовыми автомобилями, автобусами, работать в такси.

Почему возникли проволочки с принятием закона

В 2014-м Россия аннексировала Крым, а жители полуострова в основном имели украинские права. Запрет перенесли на 2015-й. Затем было принято решение подписать международное соглашение, чтобы граждане бывшего СНГ могли водить автомобиль с национальными правами, но разработку документа, готовящегося в МВД, затянули. Есть и другая проблема: в связи с принятием нового регламента сдачи экзаменов и невозможности согласовать действия между автошколами и ГИБДД многие водители физически не могут получить права месяцами, даже если хотят это сделать. 

Госдума разрешила гастарбайтерам еще немного порулить без прав

В итоге из 100 тысяч наемных водителей, как утверждает автор законопроекта — глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, — 70 тысяч не имеют российских прав. Из них около 11,5 тысячи человек — белорусы, которые трудятся в Смоленской и Брянской областях, а 30 тысяч — киргизы (как оценивают власти Киргизии).

Если бы запрет был введен в этом году, то в ряде регионов бы просто встала работа служб такси и гортранспорта. Первый зампред комитета по транспорту Виталий Ефимов так и заявил: «Несколько десятков тысяч автобусов не выйдут на линии».

Без переноса никак не обойтись?

Врио начальника ГИБДД России Владимир Швецов уверенно сообщил, что никаких проблем со сдачей экзаменов в ГИБДД нет, разве что в Смоленске наблюдаются локальные проблемы, но при желании слушатели могут сдать экзамены в любом регионе, и им не придется проходить там дополнительное обучение.

Глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин кипит: «У нас принято: пока петух не клюнет, никто права менять не пойдет, будут очереди в ГИБДД. Хорошо, что пошли навстречу бизнесу, но это должно быть в последний раз».

Причем Матягин отмечает, что украинцы, молдаване и белорусы водят относительно неплохо, а вот азиаты намного хуже, да и права у них преимущественно покупные.

Коммунист Владимир Решульский согласен с такой точкой зрения. Он уверен, что отсрочка запрета — это потакание беспределу на дорогах и заведомые «дрова в топку»: аварийность будет увеличиваться.

Игорь Лебедев (ЛДПР) солидарен с коллегой: «Водители из дружественных республик водить толком не умеют. Надо о безопасности граждан думать, а не о коммерческих структурах».

Но разве все так просто, вопрошает Москвичев? Лиши гастарбайтеров заработка, кто будет работать? Зарплаты в сфере общественного транспорта просто смешные для крупных городов: 7–10 тысяч рублей.

Фактическая ситуация

Но как обстоят дела на отдельно взятых предприятиях? Гендиректор ГУП «Мострансавто» (подмосковного оператора пассажирских перевозок) Александр Зайцев говорит, что большая часть его водителей имеет «высокую квалификацию», а иностранных наемников из Киргизии, Узбекистана, Молдовы, Украины всего 5%. В столичном «Мосгортрансе» гастарбайтеров около 10%, а в 2015-м было 23%. Причем большая часть иностранцев – это украинцы. Почти все имеют российские права, остальные планируют получить, как заверили представителей «Ъ» в ГУП.

Запрет на наем иностранных водителей без российского водительского удостоверения, как пояснил главный эксперт Национального экспертного совета по подготовке и тестированию водителей транспортных средств Александр Лыткин, существует с 2013 года и прописан в ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения». Но ни Ространснадзор, ни ГИБДД не проверяют по факту, имеются ли нарушения.

Роман Золотарёв

Комментарии закрыты.



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн