Приобрести ретро-автомобили нетрудно. Полчаса сидения в Интернете – и у вас будет просто гигантский список предложений, одно соблазнительнее другого. Правда, полностью разобраться, что именно вам предлагают, можно только на месте. Составить какое-либо мнение по фотографии размером с почтовую марку почти нереально.
Чему отдать предпочтение?
Если речь идет о вложении денег, то стоит брать более или менее раскрученные марки. Хотя не исключено, что в будущем появится спрос на нынешних аутсайдеров. Цены на правительственные ЗИЛы эпохи СССР, которые уверенно перешагнули рубеж в $100 тыс. (хотя еще совсем недавно их никто не хотел брать и за $20 тыс.), – тому наглядный пример. С этой же точки зрения не стоит соблазняться массовыми седанами, особенно английских марок. Вряд ли когда-либо будут цениться и многочисленные народные малолитражки, если, конечно, они не попали в разряд культовых.
Покупаем
Определившись с выбором, переходим непосредственно к покупке. Есть два варианта поведения. Либо покупать на свой страх и риск, либо обратиться в специальное бюро, занимающееся антикварными авто. В базы данных подобных контор занесены практически все известные коллекционеры и коллекции, содержимое музейных запасников, мастерские, торговцы комплектующими и т. д. по всему миру.
Интересно, что в штате даже среднего бюро может быть до полутысячи компетентных сотрудников, занимающихся добычей информации с помощью самых невероятных технических средств и личного обаяния! Чем не маленькая разведка небольшой страны? Но полностью доверять подобным фирмам не стоит. Даже у контор с солидной репутацией случаются досадные проколы. Правда, в этом случае есть с кого потребовать деньги за моральный ущерб. Что, впрочем, тоже не всегда получается. «Бюро с репутацией» может оплатить услуги хороших адвокатов, и судиться вы будете хоть до второго пришествия. Причем по законам чужого государства с соответствующим к вам отношением со стороны присяжных и судьи («…понаехали тут!»).
Внимательно осматриваем
А посему весьма полезно для вашего кошелька самым тщательным образом изучить ретро-автомобили. Очень желательно перед покупкой проштудировать всю доступную литературу о модели и взять с собой специалиста именно по данной марке. Следует помнить, что вы имеете дело, прежде всего, с сильно подержанным автомобилем. И здесь даже просто ремонт, не говоря уже о серьезной реставрации, может влететь в копеечку. Бывает, что какую-нибудь простенькую прокладку приходится искать по всей Европе и США. Поэтому не поленитесь проверить кузов на наличие заклеенных стеклотканью, а потом закрашенных ржавых дыр, критически оценить состояние хрома. Часто под ним скрываются жалкие остатки стальной основы.
Если автомобиль рамный, убедитесь, что рама а) не погнута, б) не сгнила изнутри. Мне приходилось как-то видеть отреставрированный в Европе и выставленный на продажу «бюро с репутацией» «супер-мега-раритет», у которого забыли выровнять раму!
И пусть вас не обманывает идеальная кожаная обивка в салоне – под ней часто скрываются ржавые дыры. Первым делом нужно взглянуть под коврики, а заодно проверить состояние всех механизмов. К примеру, на американских авто 1940–1950-х годов в массовом порядке применяли гидро- и электроприводы сидений, стекол, форточек и багажников. Не редкость на «настоящей Америке» и кондиционеры. Задайте вопрос, в каком году там последний раз меняли фреон. А вот чего не должно быть на большинстве авто «Made in USA» 1930–1950-х, так это деревянных рулей и кнопок, а также кожаной обивки. В те годы бытовало мнение, что дерево и кожа – это пошло и старомодно, поэтому в салонах доминировала пластмасса, а обивка была из шерсти. Хотя встречались исключения. Например, Packard конца 1940-х c деревянной панелью приборов.
Испытай, прежде чем купить
Очень полезно оценить автомобиль на ходу, проверив при этом двигатель, трансмиссию, подвеску, рулевое управление и электрику. После пробной поездки стоит обязательно загнать машину на подъемник и посмотреть, не течет ли масло. Кроме того, само масло во всех агрегатах нужно проверить визуально и буквально понюхать. Черное масло с запахом гари и антифриз с масляными разводами – признаки быстрого и неотвратимого капремонта двигателя, трансмиссии или раздаточной коробки (для полноприводного авто). Заодно можно оценить состояние днища, подвески, картера двигателя, КПП и т. д. Еще одно полезное свойство таких тестов – возможность обнаружения неродных деталей, что встречается сплошь и рядом. К примеру, те же «американцы» часто модернизируются хот-родерами, которые ставят на них тюнинговые фильтры, клапанные крышки, амортизаторы и т. д. Впрочем, если машину тюнинговали примерно в те же годы, когда она сошла с конвейера, подобные доработки, наоборот, могут повысить ее стоимость.
Отечественный раритет
Как это ни странно, весьма проблемной может оказаться покупка раритета, произведенного в России или в Украине. Дело в том, что ни у нас, ни в ближнем зарубежье уже практически не осталось автомобилей 1920–1950-х гг. не то что в нормальном, а хотя бы просто в мало-мальски комплектном состоянии. Как правило, за тысячу-другую «зеленых» вам предложат страшного монстра с мотором от «Волги», мостами от «Победы» и приборами от «Москвича» 1980-х гг. Поиск оригинальных запчастей – занятие увлекательнейшее, но, к сожалению, растягивается оно, как правило, лет на 5–10.
Правда, в последнее время на российском рынке появляются либо привезенные «оттуда», либо отреставрированные «у нас» ветераны. К сожалению, качество их реставрации частенько хромает на обе ноги, а цены – просто безумные. И это при том, что действительно дорогие старинные автомобили в России почти не попадаются. Типичная ситуация, когда за старый «американец» 1970-х гг., которому у себя на родине красная цена $500, требуют 15–50 тыс. «зеленых». С английскими и немецкими массовыми авто положение еще хуже. Ведь «все знают», что там они стоят миллионы! Звучит как анекдот, но восстановленные у нас ЗИЛы и «Победы» нередко пытаются продать в Москве, забывая пословицу о Туле, куда не стоит ехать со своим самоваром. При этом запрашиваемые цены часто превышают местные в два и более раза!
Автор: Екатерина Вишнякова