Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) как вид страховой ответственности возникло еще в начале XX века в США, уже к его середине получило весьма широкое распространение в Европе. Данный вид страхования характеризуется тем, что в данном случае объектом страхования является не определенное имущество, а риск, связанный с несением гражданской ответственности автомобилиста. А значит, расчет ОСАГО – это определение суммы компенсации, которая будет выплачена в случае наступления этой ответственности. Перевожу на русский язык.
Говоря проще, покупая полис ОСАГО, вы страхуете не свое имущество, а свою ответственность. Иными словами, в случае, если произошло ДТП, и вы стали его виновником, то вместо вас все расходы, связанные с выплатой компенсаций потерпевшей стороне, понесет на себя страховая компания. Данный вид страхования пришел в Россию официально 1 июля 2003 года. С тех пор каждый владелец транспортного средства обязан иметь собственный страховой полис ОСАГО.
Стоит также отметить, что с 1 июля нынешнего 2015 года полис ОСАГО разрешается оформлять онлайн через сеть Интернет. Правда, для того, чтобы им воспользоваться, его нужно будет распечатать на принтере и возить с собой, так как отсутствие полиса ОСАГО в случае проверки сотрудниками полиции грозит штрафом в размере 500 рублей.
Тарифы ОСАГО
В нашей стране тарифы по ОСАГО регулируются не страховыми компаниями, а непосредственно правительством Российской Федерации. Надзор за деятельностью страховых компаний и методикой подсчета размера страховой выплаты осуществляет Центробанк России.
Расчет ОСАГО: что влияет на размер выплаты?
При подсчете суммы компенсации по полису ОСАГО учитывается набор определенных характеристик, в частности это: мощность двигателя, регион проживания автовладельца, возраст, стаж и количество водителей, а также страховая история автовладельца.
Таким образом, на размер страховой выплаты влияет не только размер нанесенного ущерба, но и набор дополнительных коэффициентов. Правда, в полном объеме он применяется не во всех случаях. К примеру, в случае, если требуется временная эксплуатация в России транспортного средства, зарегистрированного за рубежом, применяется сокращенный набор.
В чем суть новой методики Центробанка?
В 2015 году Центробанк представил новую методику расчета выплат по ОСАГО, суть которой заключается в следующем:
Как известно, вследствие аварии автомобиль теряет часть своей товарной стоимости. Этот показатель называется УТС (утерянная товарная стоимость), и ранее потребовать его компенсацию автовладелец мог только через суд.
Согласно же новой методике, страховщик теперь в обязательном порядке должен компенсировать пострадавшему в ходе ДТП сумма УТС, а значит, споров вокруг вычисления суммы компенсаций больше не будет.
Правда, как отмечают некоторые эксперты, данный параметр может негативно отразиться на автомобилистах. Ведь теперь определять размер УТС страховая компания может сама, ссылаясь на методику Центробанка, тогда как раньше расчет могли произвести независимые эксперты.
Это все?
Да, несмотря на то, что, по сути, новая методика включает в себя лишь одно крупное изменение – обязательную компенсацию выплат по УТС – значимость этого факта огромна. Ведь раньше автовладельцы могли рассчитывать лишь на выплату компенсации, и только через суд вернуть себе деньги за потерю машиной товарного вида. Теперь же можно спать спокойно: даже если вашу новую «красавицу» кто-то въедет, вы сможете продать ее, добавить сумму компенсации за УТС – и купить новую машину. При условии, что у вас добросовестный страховщик, конечно.
Автор: Никита Федюнин