Существуют два основных способа построения системы управления тюнингованным двигателем – с помощью «перехватчиков» и независимых компьютеров управления.
«Перехватчики» – системы, которые используют в работе штатный блок управления двигателем, предварительно изменив параметры, поступающие от датчиков двигателя к блоку управления. То есть, грубо говоря, на отрезке между датчиком двигателя и блоком управления врезается еще один блок («перехватчик»), он изменяет данные датчика и отправляет их дальше к блоку управления, который, в свою очередь, уже принимает стандартные, заводские, решения. Их плюс – достаточно низкая стоимость в сравнении с отдельными компьютерами управления, минус – ограниченность в работе.
Сам по себе стандартный блок управления мотором накладывает ограничения, выйти за которые просто невозможно. К примеру, время открытия форсунки Х, по данным блока управления Y, не может быть больше 10 мс, и что ни делай с этим блоком, какой «перехватчик» ни устанавливай, блок управления не сможет открывать форсунку на 11 мс. Кроме того, «перехватчики» не столь точны в работе, как отдельные блоки, не могут обеспечить настройки в широких пределах, хотя есть системы, позволяющие сделать очень много. Так, автономный блок управления Greedy e-Manage, который, по сути, является «перехватчиком», в сочетании с буст-контроллером Greedy дает возможность изменять настройки системы впрыска и зажигания прямо в салоне автомобиля, контролируя различные параметры на большом дисплее буст-контроллера. «Перехватчики» подвергаются настройке как с помощью ноутбука и кабеля, так и автономных блоков управления.
Кстати, во многих продвинутых турбокитах обычно имеется «перехватчик» для корректировки параметров работы стандартного блока управления. Это позволяет на определенном этапе избежать чип тюнинг мотора, который может потребоваться только в случае дальнейших доработок.
Компьютер
В свою очередь, компьютер управления мотором – это на самом деле новый блок управления, который устанавливается вместо штатного. Он значительно дороже «перехватчика», но, во-первых, с его помощью настраивают все, что только можно (обороты холостого хода, впрыск, зажигание, наддув, переходные режимы, отсечки по оборотам), во-вторых, на некоторых автомобилях имеются такие системы управления мотором, что как ты ее ни доводи и ни настраивай, толку будет мало. К примеру, Honda Prelude после установки турбины потребовался именно новый блок управления двигателем. Штатный просто не смог бы «понять» мощную турбину, и, в итоге, мощность никогда не достигла бы впечатляющих 400 л. с. Поэтому, если намечается серьезный тюнинг мотора без очень хорошего «перехватчика» либо вообще без нового компьютера управления двигателем просто не обойтись.
Цена
Среди фирм–производителей «перехватчиков» и компьютеров управления первую скрипку играют Greddy, Apexi, AEM, Motec, HKS, turbo XS. Стоимость «перехватчиков» колеблется в диапазоне $300–500, а компьютеров управления – $1500–6000. Стоимость брендовых буст-контроллеров достигает $700.
А судьи кто?
Тюнинг мотора позади, и мы торопимся узнать, что же дали те тысячи долларов вложений и десятки человеко-часов работы. Проще всего это сделать с помощью акселерометра, или пауэрметра – это еще одно из названий прибора для измерения динамических характеристик автомобиля. Такие приборы косвенно оценивают мощность двигателя и крутящий момент, напрямую – динамику разгона и торможения, продольные и поперечные ускорения, максимальную скорость, т. е. все те параметры, которые должны были улучшиться после тюнинга.