Профессионализм мастера тюнинга сродни искусству хирурга. Девиз один – «не навреди». Легким штрихом подчеркнуть индивидуальность совершенного механизма или элегантным инженерным решением высвободить его немалые резервы, заложенные конструкторами, – вот к чему нужно стремиться. Хороший пример того, как это делается на практике, – героиня нашей статьи Nissan 350Z.
Что такое Nissan 350Z?
Nissan 350Z – это действительно спортивный автомобиль с ярким самобытным дизайном, мощным и эластичным мотором V6 3,5 л, завоевавшим немало международных наград, как правило, со сногсшибательной окраской Sunset Orange, которая делает эту машину похожей на солнечный луч в потоке серых седанов. А еще – это целый фейерверк выверенных инженерных решений, позволяющих не только эффектно появиться на гламурной тусовке, но и результативно промчать по шоссе в какой-нибудь гонке а-ля «Пушечное ядро». Ведь 350-й Nissan на равных борется в сравнительных тестах с признанными лидерами класса – Porsche Cayman и BMW Z4M. В целом 350Z хорош на каждый день и без тонкой настройки. Но если хочется «перчика» даже в такой, близкой к совершенству, машине, то подходить к вопросу необходимо очень взвешенно. Например так, как это сделал владелец нашей сегодняшней героини.
Постановка задачи
История данного автомобиля началась в другой стране. Задача была поставлена так: построить намного более быстрый, чем оригинал, автомобиль без ущерба качеству каждодневной эксплуатации. Поэтому вопрос кардинального увеличения мощности не поднимался, однако приоритетным направлением тюнинга было обеспечение достаточного запаса тяги на педали газа во всем диапазоне оборотов мотора. Стандартный атмосферный двигатель уже развивал 280 л. с. и 350 Нм момента. И классический путь «атмосферного тюнинга» в виде замены впуска и выпуска, распредвалов и доработки ГБЦ приемлемых результатов не дал бы, ибо этот мотор – уже почти совершенство и недаром считается одним из лучших в мире. Поэтому для достижения цели – 400 л. с. мощности и более 500 Нм момента – решили применить турбонаддув. Операция по «имплантации чужеродных органов» была проведена успешно. Давайте остановимся на ее ходе более подробно.
Хороший план – половина победы
Приобретение готового турбокита, которые выпускаются рядом японских тюнинговых фирм, будет менее выгодно, нежели постройка системы на месте. Да и готовые решения содержали, помимо всего прочего, свой блок управления, уже прошитый под определенные параметры работы мотора и тип бензина. Откорректировать такой блок с учетом наших реалий или малейших изменений конструкции не представлялось возможным.
Отдельно были заказаны турбина, интеркулер, патрубки и соединения, необходимые клапаны управления турбиной и новый компьютер управления мотором. И после получения заказа сразу в двух компаниях – Turbo-Garage и 13 Garage – закипела работа.
Все гениальное – просто
Выпускной коллектор был изготовлен специалистами 13 Garage. Он отличался от стандартного наличием фланца под «горячую» улитку турбины Garrett GT30R, которая поглощает выхлопные газы, раскручивая свою крыльчатку, а затем отбрасывает их в самодельную выпускную систему. При этом владелец пожелал оставить все стоковые резонаторы и глушители, чтобы автомобиль не «давил на уши» при ежедневной езде. Следует также отметить, что для улучшения теплового режима подкапотного пространства выпускной коллектор обмотан жароустойчивыми бинтами.
Чистый воздух всасывается турбиной и пропускается через фронтальный интеркулер OBX. Затем под небольшим давлением (0,5 бар) охлажденный воздух отправляется к стандартному впускному коллектору мотора.
Сама турбина управляется клапаном Tial, который отвечает за регулировку потока выхлопных газов на турбину или в обход ее, таким образом корректируя давление наддува, и клапаном сброса избыточного давления Greddy.
В двигателе пришлось поработать над топливной системой. Были установлены более производительные форсунки (650 сс), обеспечившие необходимое количество топлива для увеличившегося количества воздуха. Также пришлось заменить стандартный блок управления мотором на компьютер turbo XS, который отвечает за управление как мотором, так и турбиной. Этот блок управления удобен тем, что позволяет с помощью ноутбука и соответствующего программного обеспечения легко изменять параметры своей работы.
Радужные перспективы
Обратите внимание на то, что при тюнинге Nissan 350Z не проводились никакие работы по понижению степени сжатия (обычно выполняемые при турбировании моторов) и что прибавка в мощности не столь велика, как можно было бы ожидать от 3,5-литрового мотора. Поэтому для двигателя такого объема прибавка в 100 л. с. с помощью турбины и низкого давления наддува – самый оптимальный вариант, позволяющий избегать дорогостоящих манипуляций с толщиной прокладки ГБЦ или нестандартными поршнями для изменения степени сжатия. Однако установленные комплектующие легко позволят «снять» с мотора и 500 л. с. Для этого, кроме желания, потребуется повысить давление до 0,7–0,8 бар, заменить топливный насос (штатный уже и так работает на пределе) и заставить форсунки работать на полную мощность (сейчас они выдают лишь 80% своих возможностей).