Коллекционные модели автомобилей

Автомоделизм пришел в Советский Союз (и, соответственно, на просторы современной России) примерно 30 лет назад. Тогда в наших магазинах редко-редко, но стали появляться первые модели автомобилей в масштабе 1:43 европейских фирм. Позднее были основаны и отечественные заводы, которые занимались производством такой специфической продукции. При этом нередко предприятие, выпускавшее настоящие автомобили, имело небольшой цех по изготовлению «своих» моделей – например AЗЛК или МАЗ.

Кто есть кто на рынке
Среди наиболее известных европейских фирм-производителей моделей автомобилей – легендарная еще с советских времен Matchbox, ставшая широко популярной в нашей стране уже в последнее время Burago, а еще Schuco, Solido, Norov, Corgi… Эти фирмы были одними из первых, кто еще много десятилетий назад начал свой бизнес именно с выпуска автомобильных моделей. Самые знаменитые производители на территории экс-СССР – заводы в Саратове и Казани. Позже появилась фирма «Ломо» в Санкт-Петербурге.

Коллекционные модели автомобилей

Но на сегодняшний день все больше моделей несут на себе лого Made in China. Как таковых самостоятельных модельных брендов из Поднебесной пока нет, но многочисленные фабрики производят маленькие машинки по заказу крупных европейских компаний. Зачастую одна и та же фабрика может представлять на разных рынках под разными именами одни и те же модели, а спустя год выпустить на эти же рынки совершенно другие машинки под другим брендом. Кстати, такая ситуация породила целое направление в коллекционировании. Есть любители, собирающие модели автомобилей определенной фирмы, причем исключительно НЕкитайского происхождения.

Популярные масштабы
Масштабы, в которых выпускаются модели автомобилей, разные: от 1:160 (уменьшение в 160 раз) до 1:10, когда длина модели может достигать полуметра. При этом модели автомобилей, выполненные в маленьких масштабах, зачастую продаются сразу в наборе из нескольких машин, входящих в определенную серию, например грузовики ВОВ, пожарные автомобили ЗИЛ и т. п. Но наиболее популярные масштабы – это 1:43 и 1:87. Они позволяют выполнить качественную деталировку, сохранив небольшие размеры модели. Следующий по популярности – 1:18, в котором деталировка дает возможность передавать самые маленькие нюансы конструкции оригинала.

Материалы и технологии
Модели автомобилей изготовляют из самых разных материалов. Здесь и специальные смолы, и пластик, и сплавы металлов. При ручном производстве под заказ в основном используется медь, а иногда даже дерево. Красят модели обычной эмалью.

Серийное производство не представляет собой ничего архисложного. Сначала разрабатывается точная мастер-модель. Кстати, установить истинные размеры оригиналов – самая большая проблема при изготовлении масштабных копий. Нередки случаи, когда компаниям-производителям моделей приходится искать различные автомобили в частных коллекциях, гаражах, а то и на свалках только для того, чтобы, допустим, измерить глубину колесной арки. А еще бывает, что компании, например немецкая Wiking, получают чертежи новых автомобилей от их производителей еще до официального дебюта машины на публике и тем более на дорогах. После того как изготовлена мастер-модель, по ней создается пресс-форма для отливки серийных деталей из пластика, смолы либо металла.

Последний этап производства корпуса модели – механическая обработка полученной отливки. С нее убирают облой и заусеницы, шлифуют, полируют, вырезают детали (например, окружность под колесо в арке).

Лимитированные серии
Лимитированные серии моделей автомобилей служат для того, чтобы придать большую эксклюзивность модели. Как правило, они выпускаются к какой-то дате, по какому-то поводу и отличаются повышенным вниманием к деталировке, хотя их качество зачастую не сильно превосходит обычные серийные модели, которые к тому же нередко используются как платформа для «тюнинга» особо увлеченными моделистами. В СССР бывали случаи, когда лимитированные серии получали другую окраску, более стойкую и яркую. Но о том, чтобы кардинально изменить технологии производственного цикла, речь не идет. Такие серии выпускаются номерными или ограниченными. Номерными называют модели, имеющие номерное обозначение, написанное на ее днище либо на отдельном сертификате, прилагаемом к изделию. Ограниченные серии отличаются тем, что после производства определенного количества моделей выпуск серии больше не будет возобновлен. Как правило, такие модели имеют сертификат от производителя, подтверждающий их исключительность. Но необязательно. К примеру, ГАЗ-21 «Волга» на наших фотографиях – из лимитированной серии, что подтверждают надписи на постаменте, где установлен автомобиль, специальный сертификат и два человечка в салоне. После того как лимитированная серия была закончена, в продажу поступили точно такие же «Волги», но уже без надписей, сертификатов и людей в салоне. Надбавка к цене за эксклюзив лимитированной серии может составлять до 80–100%.

Коллекционные модели автомобилей

Уход и уценка
У моделей существует два основных врага – солнце и пыль. Кроме того, есть ряд «болезней», связанных с используемыми материалами (см. врезку «Словарь коллекционера»). Солнечные лучи выжигают лакокрасочное покрытие автомобилей. Модели тоже не исключение. Поэтому хранить их следует в сухом затемненном месте, вдали от прямых солнечных лучей.

Пыль может сильно загрязнить модель. Если убрать ее с крыши или капота не составит особого труда, то в труднодоступных местах уже нужно быть очень осторожным, так как, вытирая пыль в салоне, можно ненароком сломать ручку КПП или руль.

Постоянные перевозки также влияют на состояние модели и ее упаковки. Были случаи, когда машинки, стоившие $100–150, падали в цене на 70–80%. И все из-за сильно изношенной упаковки, утери сертификатов ограниченной серии, незначительных повреждений краски или мелких деталей.

Автор: Екатерина Вишнякова



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн