Удалось ли Audi превзойти саму себя? R8 – последний в длинной очереди претендентов на обладание самым престижным «поясом» в автомире, и его цель – убедить народ отказаться от покупки Porsche 911. Запутанная история с собственниками немецкой компании в конечном итоге привела к тому, что благодаря недавнему увеличению доли Porsche в VW Group R8 и 911 стали чем-то вроде сводных братьев. Что не мешает им ожесточенно бороться за умы, сердца и кошельки.
По цене
На ценнике у R8 со стандартной 6-ступенчатой механической коробкой в России будет стоять ~$170 тыс., и его ниша находится где-то в промежутке между спорткаром и суперкаром. Речь идет не об эксклюзивной модели с мизерными продажами, нет, завод Audi в Некарсулме рассчитан на производство 3 тыс. единиц в год, из которых 8-10, как ожидается, найдут себе хозяев в России в этом году.
Это серьезные цифры для автомобиля, конкурирующего в таком «малонаселенном» сегменте. Однако R8 был дан завидный старт в жизни: он сделан из тех же деталей, что и спроектированный инженерами Audi Lamborghini Gallardo. Правда, их сходство слишком преувеличивалось в рекламной шумихе, поднятой перед представлением R8, который на 15 см длиннее и на 15 см выше, чем его итальянский сводный брат. Но трансмиссии у них одинаковые, как и центральное расположение двигателя, а также многие другие компоненты, которые находятся ниже ватерлинии.
Динамика
С точки зрения мощности и динамики Audi R8 не сравнится с Lambo. По крайней мере не сейчас. На R8 установлен 4,2-литровый FSI V8 с непосредственным впрыском и сухим поддоном картера, и только в этом его отличие от мотора, который стоит на Lambo. Этот двигатель уже произвел на нас впечатление на RS4. Он хорош для 420 л. с. и 430 Нм момента, и этого, по утверждению Audi, достаточно для того, чтобы рвануть с места до 100 км/ч за 4,6 с и разгоняться до 300 км/ч. Да, это первая Audi с высокими ходовыми характеристиками, выпущенная на волю и не сдерживаемая автоматическим ограничением в 250 км/ч.
Момент распределяется через стандартную 6-ступенчатую механическую трансмиссию либо посредством Audi-версии Lamborghini eGear с ручным и автоматическим управлением, которая в нашем случае называется R-Tronic и передает системе полного привода 65% момента, обычно направляемого на задние колеса.
Чтобы понять, что это значит, вспомним, что Ferrari 360 Modena выдает 400 л. с. и 373 Нм – так далеко зашла игра в суперкары за последние пять-шесть лет. На R8 использовали фирменный алюминиевый каркас, и то там, то здесь можно заметить вкрапления углепластика, преимущественно для декоративных целей. Однако стрелка весов все равно упрямо держится на 1560 кг. Правда, сюда не входит масса богатого оснащения в стандартной комплектации и разнообразных деталей, которые использовались при оформлении салона.
Пока нет официального подтверждения того, что Audi намерена выпускать еще более быстрые версии R8, хотя представители компании признают, что в какой-то момент появятся более мощные моторы и в том числе главный кандидат – позаимствованный у Lamborghini 5-литровый V10 от S6 и S8. Ходят слухи, что модель может быть оснащена модернизированной версией нового 6-литрового дизеля V12, построенного с учетом исторических успехов Audi на дизельных спорткарах в 24-часовой гонке в Ле-Мане.
Делайте ваши ставки, господа
На забитых транспортом центральных улицах очень быстро становится ясно, что, несмотря на его суперкаровское происхождение, R8 на удивление хорошо приспособлен к повседневной обычной езде. Хотя он не может похвастаться завидным моментом на низких оборотах, мотор с удовольствием рвет вперед со старта, а точный руль и довольно плавное сцепление на «механике» позволяют с легкостью двигаться вперед. Повсюду в мире полуавтоматическая коробка R-Tronic станет лидером продаж, но почти половина R8, которые прибудут в Британию, где обожают «механику», получат 6-скоростные коробки, аналогичные той, что досталась нам для теста. Рычаг переключения передач – чистый Lambo, перемещающийся в открытом алюминиевом коридоре с просматривающимися тщательно продуманными соединениями. Сам по себе рычаг увесистый, но очень быстрый. Благодаря сильной пружине требуется усилие при переключении с пятой на четвертую или с третьей на вторую.
Любители R-Tronic зато будут лишены алюминиевого рычага переключения передач, центрального элемента в салоне модели с «механикой», излучающего полную готовность выполнять ваши приказания. Качество отделки салона великолепно, он просторный, и даже для высоких водителей здесь достаточно места, а позаимствованный у TT рычаг отлично вписывается в обстановку. Правда, практичность оставляет желать лучшего. В отделение для багажа под капотом только и помещается, что пара дорожных сумок, и, кроме узкого пространства за сиденьями, положить вещи больше некуда.
Внешний вид
Если вы видели R8 в двух проекциях на фотографии или даже в трех на стенде автосалона, вам еще предстоит по-настоящему с ним познакомиться. Лучше всего он выглядит в четырех проекциях, перемещаясь в пространстве в реальном времени, – от его низкого, хищного силуэта просто невозможно оторвать взгляд. Он великолепно смотрится сзади – с его сногсшибательной посадкой в стиле Lambo, интригующими светодиодными задними фарами и V8 под стеклянной крышкой. Анфас R8 тоже чертовски хорош, особенно когда он отражается в зеркалах заднего вида, мощно на скорости приближаясь сзади и поблескивая светодиодной оптикой.
Хуже всего R8 смотрится сбоку. Как и на Ferrari Enzo, аэродинамика диктует необходимость большого переднего и маленького заднего свесов, а в задний фартук интегрирован диффузор, также сзади имеется выдвижной спойлер. «Лопасть» за дверью соединяет воедино форму и функцию плюс рождает дополнительный визуальный интерес, вместе с тем направляя воздух в вечно «голодный» воздухозаборник двигателя, но главная его функция – подчеркнуть «огромность» задней части.
О рулевом механизме этого не скажешь. Инженеры Audi восприняли инструкции по созданию повседневного практичного Audi R8 таким образом, что переменное передаточное число должно удержать его владельцев на грани, когда им захочется выжать на автобане 270 км/ч. Вот они и замедлили реакции руля на прямой, и, насколько можно судить по первому впечатлению, ему не хватает чувствительности. Нанизывая друг на друга повороты на пустынной дороге, понимаешь, что, если хорошо поработать рулем, реакции обостряются.
Дорогу R8 держит цепко, как и следовало ожидать; через быстрые повороты Audi R8 проносится с огромной энергией, которая, впрочем, даже не грозит недоуправляемостью. Но в поворотах помедленнее R8 по-настоящему оживает, особенно при выключенной двухфазной системе контроля стабильности и тяги. Здесь нет нужды в особой подготовке: заводись, выбирай передачу, и задние шины срываются вперед, контролировать их легко, а трансмиссия автоматически посылает момент на переднюю ось, помогая машине двигаться вперед. Audi R8 с избыточной поворачиваемостью? Разве что в преисподней зальют каток.
Переиграет ли R8 911?
Если цель R8 – потягаться с Porsche 911, то это ей удалось вполне. Рынок принял автомобиль с распростертыми объятиями: в России все автомобили, выделенные по квоте, проданы. На сегодняшний день Audi просто не в состоянии удовлетворить спрос. Что с точки зрения коммерции – большой успех. Динамические показатели R8 во многом соответствуют поставленным задачам. Она быстра, управляется и едет чрезвычайно хорошо, отлично звучит, покуда вы не выведете ее V8 на красную зону, а внутри – это просто шедевр яркого, чистого дизайна.