Помните Yugo? Переработанный Fiat 127, сходивший с конвейера государственного завода Zastava Auto, был даже большей мишенью для нападок, чем Skoda коммунистического периода. Тем не менее они продавались в больших количествах и даже в некоторой степени взбудоражили рынок Соединенных Штатов, где было реализовано 133 тыс. этих машин.
Автомобиль под таким названием все еще производится, более того, он самый дешевый в Европе: при цене $5,4 тыс. это один из самых недорогих автомобилей на планете.
Zastava – нечто большее, чем копия «Фиата»
Zastava – это одна из самых многообещающих автомобильных компаний, впечатляющая таких гигантов, как Fiat и GM, своим качеством и гибкостью в создании новых моделей, несмотря на натовские бомбардировки 1999 года, крах производства (с 200 тыс. автомобилей в период расцвета в конце 80-х гг. до 4 614 штук в 1999 г.) и разрушительные экономические санкции против Сербии.
Мирослав Пацич, эксперт по автопромышленности Восточной Европы, утверждает, что Zastava намеревается осовременить автомобильную промышленность региона с помощью завода более передового, чем тот, на котором сегодня собирается Logan для Renault.
Модернизация
«Zastava инвестировала почти €15 млн в роботизированную производственную линию. Ее автоматизация значительно лучше, чем используемая на заводе Renault/Dacia, – говорит Мирослав. – Logan разработан так, чтобы его собирали много (дешевых) работников. Всего в самом современном заводе региона работают 240 сотрудников».
На заводе строится версия последнего Fiat Punto, которая называется Zastava 10. Поговаривают, что этот пятидверник, соответствующий требованиям экологического стандарта Euro4, более высокого качества, чем его оригинал, благодаря более точной отладке.
Кроме того, завод способен перевести производство на выпуск слегка модифицированных моделей Astra предыдущего поколения. «Представители Opel, посетившие Крагуевац, были под сильным впечатлением», – говорит Пацич. Zastava также собирает самый дешевый дизельный автомобиль в Европе – Florida TDC с двигателем PSA. Стоит он $11,9 тыс.
Станет ли Zastava целью поглощения западного производителя?
Такого производителя, как VW или Nissan, продирающегося на рынок со своими собственными «Логанами»? По мнению некоторых аналитиков, скорее всего, нет. «Западные компании, специализирующиеся на узловой сборке, не интересуются брендом, их волнует производительность, – говорит Макс Ворбертон, европейский автомобильный аналитик компании UBS. – Ключевой момент в отношении Logan – это не бренд Dacia, а скорее концепция недорогого автомобиля».
В качестве примера дальнейшего развития для Сербии М. Ворбертон указывает на Россию. «Лада» проигрывает по продажам иностранным маркам местной сборки. «Россияне хотят покупать иностранные бренды, поэтому там более выгодно собирать Renault или Ford», – утверждает он. АвтоВАЗ, материнская компания «Лады», пытается заключить сделку с западным производителем для получения доступа к более современным технологиям и производству.
а труда в Сербии намного ниже, чем в Польше, которую раньше производители выбирали для изготовления дешевых машин. По информации Пацича, в Сербии свирепствует безработица – она составляет там более 30%.