За красивыми названиями зачастую скрываются довольно банальные вещи. Ведь рынком давно уже правят рекламисты и маркетологи. Однако спросите их или даже трейдеров, чем отличаются А-95+ от А-95 «Премиум», А-95 «Евро», БЕ-95 или от VENTUS, и в ответ в лучшем случае услышите расплывчатое: «У нас все, как у конкурентов, но лучше». На самом деле под громкими именами скрывается топливо, выпущенное в Литве, Румынии или Болгарии, в которое добавлены патентованные присадки, призванные улучшить его эксплуатационные и экологические характеристики, которые и влияют на цены на бензин. Все присадки можно разделить на следующие типы: детергенты, диспергаторы, ингибиторы коррозии, деэмульгаторы, антифрикционные компоненты и жидкости-носители. Не будем детально останавливаться на химическом анализе присадок (по большому счету это тайна за семью печатями, на страже которой стоят как внутренние службы безопасности химических концернов, так и юридическая система защиты авторских прав).
Детергент
Наиболее часто используется детергент. Это растворимое в бензине поверхностно-активное вещество, препятствующее формированию и накоплению органических отложений. Формулы этих соединений, а также их сочетание в комплексной присадке, превращающие обычный европейский 95-й бензин в нечто уникальное, – один из важнейших факторов, который влияет на цены на бензин, так и на рыночный успех топлива, имеющего собственное имя. Один из, но не единственный и не самый важный. Для того чтобы дорогие брендированные виды топлива получили широкое распространение в нашей стране, где еще некоторые автолюбители забывают об известной поговорке о дешевой рыбке и плохой юшке, очень многое зависит и от маркетологов топливных компаний.
Бренд превыше всего
Продвижение брендированных видов топлива – лишь подтверждение обострившейся борьбы за розничный рынок, который в данный момент является наиболее ликвидным. Но конкуренция среди розничных операторов будет смещаться из ценового сегмента в сегмент услуг, дополнительных сервисов на АЗК и т. д., которые влияют на цены на бензин, хотя этот процесс только набирает обороты. Конечно, выпить ароматный кофе и закусить булочкой на заправке приятно, но мы ведь не за тем туда приезжаем? Главное – это топливо. И если брендированное европейское топливо начинает появляться у нас, то что мешает остальным маркам отечественного горючего стать брендами? Ведь бренд – это не столько товар, сколько совокупность эмоций и ассоциаций, которые появляются у потребителя при его упоминании. В общем, абсолютно нематериальная вещь, которая стоит вполне материальных денег.
По большому счету, шесть новых марок топлива – это мало для нашего рынка, на котором ежегодно прибавляется по несколько сотен тысяч новых авто, а их двигатели «заточены» под современное качественное топливо. И как бы оно ни называлось, такое топливо обречено на рыночный успех.
Цена
Его высокая цена – это лишь временный сдерживающий фактор. Поэтому можно уверенно прогнозировать, что качественное брендированное топливо, во-первых, крайне необходимо в нашей стране, где парк новых автомобилей растет как на дрожжах, а во-вторых, спрос на него может повторить и даже превысить динамику автомобильного рынка в целом. Ведь желание обрести свободу передвижения все большего числа россиян уже сбылось, теперь многие захотят ездить без проблем и где-то в глубине души ассоциировать себя с теми современными ценностями, которые пропагандируют топливные бренды – свободу, динамику, технологичность. Таковы законы любого массового рынка. Топливный – не исключение.