Сформировавшийся за рубежом как отдельный вид автомобильных соревнований более двадцатилетия тому назад, дрифтинг сделал первые шаги в России менее пяти лет назад. Однако силами энтузиастов уже в этом году будут проведены первые официальные соревнования.
О подготовке дрифтмобиля
При подготовке дрифтмобиля нужно в первую очередь уделить внимание установке таких компонентов подвески, которые дают возможность менять в широких пределах развал, схождение и кастор. Во время дрифта на машинах передние колеса должны быть максимально цепкими, а задние, наоборот, срываться в скольжение при первой же возможности.
Также очень важна блокировка дифференциала. В производстве таких подвесок преуспели немало известных в мире тюнинга фирм – TEIN, Driftworks, Kazama, Cusco. Естественно, в подвеске дрифтмобиля все шарнирные элементы в наконечниках рулевых тяг, шаровых опорах, рычагах должны быть максимально жесткими. Как правило, их выполняют из полиуретана либо вообще делают стальными.
Для улучшения контроля машины в скольжении применяются более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости и расширители базы – проставки в колеса. Что касается мотора, то он изначально должен быть довольно мощным. Абсолютная величина не так важна. Скорее, нужно стремиться к идеальному соотношению мощности и веса – 1 л. с. на 2 кг массы. То есть если дрифтовый Nissan 200SX весит тонну, то его мощность, как правило, в районе 500 л. с. Хотя, как показывает практика, много спортсменов достаточно успешно выступают на менее мощных авто с моторами примерно 280–350 л. с., более распространенными в мире дрифтинга.
Лучше всего для участия в соревнованиях подходят машины с низким центром тяжести, широкой колеей и базой и с идельной развесовкой по осям. Естественно, с задним приводом. Это такие авто, как Mazda RX-7, Nissan Z350, Silvia. А вот Honda S2000 – более кольцевой автомобиль. Как показывает практика в США и Японии, успешных дрифтинговых проектов на ее базе не было. Впрочем, как и на базе европейских заднеприводных автомобилей – BMW, Mercedes-Benz. Хотя в США и дрифтят на местных «монстрах» типа Dodge Viper или Pontiac GTO, но все равно тон в соревнованиях задают японские марки.
В чем «фишка»?
Правила соревнований по дрифтингу просты. Гонка проводится на извилистой асфальтовой трассе с тремя-пятью поворотами. Как правило, это наиболее сложные участки существующих гоночных треков. Но есть примеры организации соревнований даже на больших парковках супермаркетов, где схема трассы выложена конусами. Победителем становится не тот, кто первым пересек финишную черту, а тот, кто ехал с самыми красивыми и техничными заносами. То есть чем больше угол заноса и выше скорость на входе на контрольный участок, тем лучше. Кроме того, оценивается точность прохождения трассы через обязательные точки «клиппинг пойнтс», стабильность заноса (если авто выходит из скольжения на трассе, начисляются штрафные очки).
О необходимых для дрифтинга навыках
Начинать подготовку к дрифтингу в любом случае нужно с основ – правильной посадки и «рулежки», грамотного распределения внимания. Лично мне очень многое дал опыт выступлений в автомобильном слаломе. Вообще я считаю, что автослалом – это отличная школа для любого вида автоспорта. И особенно для дрифтинга. Хотя, конечно, можно приступать к занятиям дрифтингом сразу после базовой подготовки. Пусть это прозвучит банально, но я замечу, что начинать ездить нужно медленно и только с ростом мастерства следует увеличивать скорость.
В дрифте на машинах используются все доступные гонщику способы постановки и удержания машины в заносе. Все зависит от погоды и характера покрытия. Например, на скользком сыром асфальте чаще приходится провоцировать занос ручником. Или применять так называемый Clutch Kick – ударный выжим сцепления. То есть выжимается сцепление, увеличиваются обороты двигателя и затем сцепление резко отпускается. Кратковременная блокировка задних ведущих колес в этот момент позволяет сорвать машину в занос. Когда машина еще не оборудована многоточечными ремнями безопасности, точно фиксирующими тело в кресле, тело, лишенное дополнительной опоры в виде левой ноги, которая в этот момент находится на весу и «играет» со сцеплением, начинает болтать из стороны в сторону. Из-за этого страдает «рулежка» и точность. Если есть хорошее сцепление с покрытием, можно «ставить» машину с помощью загрузки-разгрузки по осям.
Нужно заметить, что в дрифте на машинах любая техника вождения – не догма. Лучшие в этом виде спорта имеют свою индивидуальную технику. Кто может сказать, что гонщик не умеет рулить, если он победил?