Биотопливо – альтернативный вид топлива, производимый из животного или растительного сырья. Самыми распространенными сегодня являются биоэтанол и биодизель.
Биодизель
На коммерческие рельсы выпуск биодизеля был поставлен в начале 1990-х. Тогда биодизелем стали называть смесь 95–70% нефтяного топлива с 5–30% растительного масла, а также чистые рапсовые, соевые и другие масла. Впрочем, такое топливо обладало низкой текучестью, плохо горит в стартовой фазе, образовывало нагар на распылителях, способствовало закоксовыванию поршневых колец и прогоранию клапанов. В итоге от прямого использования растительного масла отказались, а биодизелем стали называть топливо, получаемое не на основе масел, а продуктов их переэтерификации – эфиров.
Такое топливо может применяться в дизельных двигателях как в чистом виде (после адаптации), так и в смесях с нефтяным топливом (без конструктивных изменений). Биодизельные смеси обозначаются литерой B и цифрой, означающей процентное содержание эфира. Хотя смешение может быть проведено в любой пропорции, тонкости налогообложения привели к возникновению двух основных типов такого топлива – В2–В5 и В30 (для общественного транспорта).
Среди достоинств биодизеля – высокое цетановое число, хорошие смазывающие свойства (которые традиционное топливо теряет при удалении серы), высокие температура воспламенения и полнота сгорания, меньшая (хотя и ненулевая) токсичность, значительное (до 60%) увеличение ресурса двигателя. Так, в Книгу рекордов Гиннесса 2005 г. занесен грузовик, проехавший на биодизеле В100 без ремонта двигателя свыше 1,25 млн км.
Недостатки
К главному недостатку можно отнести меньшую энергоемкость (1 л биодизеля эквивалентен 0,91 л обычного дизтоплива), способность к поглощению влаги, вызывающей коррозию, агрессивность по отношению к резиновым деталям, относительно высокую температуру помутнения. В холодное время года необходимо или подогревать биотопливо, идущее из бака на насос, или работать на смесях с содержанием эфира не более 20%.
Что такое биоэтанол?
Вопрос использования этанола в качестве топлива был вновь поднят в 1970-х годах, когда Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) ограничила поставки «черного золота». Чтобы быстрее выйти из разразившегося вслед за этим кризиса, в США и Европе были приняты законы, поощряющие производство и применение смесевых топлив. Первыми ласточками на этом пути стали смеси 10–20% этанола с бензинами, получившие название «газохолы» (от англ. gasohol = gasoline + alcohol – бензиноспирт). Такие смеси по большинству показателей соответствовали нефтяным топливам и не требовали модификации или дополнительной регулировки существующих карбюраторных двигателей. Однако использование газохолов усложняла низкая стабильность спиртобензиновых смесей.
Значительному расширению рынка способствовало создание в 1990-х топлива E85, представляющего собой смесь 85% этанола с 15% нефтяного бензина. Разработанное General Motors топливо, октановое число смешения которого превышало 100 единиц, обладало сильнейшим «компрессорным» эффектом.
В настоящее время все ведущие производители гарантируют нормальную работу карбюраторных двигателей без модификации топливной системы при добавлении до 10% этанола, а при использовании Е85 – при незначительных изменениях, не влияющих на общую стоимость автомобиля. Спиртовой апгрейд обычных автомашин стоит около 300 евро и заключается в установке автоматической системы регулирования состава топливовоздушной смеси, каталитических нейтрализаторов альдегидов, содержащихся в выхлопных газах, замене уплотнений устойчивыми к спирту и пр.
Cколько стоит биотопливо?
Согласно расчетам, выполненным летом 2014 г. Institut fur Weltwirtschaft Kiel (Германия), себестоимость производства биодизеля в странах Евросоюза составляет около 0,71 евро, биоэтанола – 0,85 евро/л. В России, аналогичные показатели составляют 0,42 евро и 0,67 евро/л. Если учесть все факторы, отличающие себестоимость производства от розничной цены, таблички с ценой биотоплива на отечественных АЗС должны выглядеть следующим образом: биодизель – 16, биобензин – 20 руб/л.