Сегодня ГИБДД не отвечает за организацию дорожного движения. Теперь это задача администрации города, которая справляется с ней не всегда хорошо.
Сотрудники, отвечающие за организацию движения, получили непосредственный доступ к городскому бюджету. Видя, что нужно делать — где поставить знак, светофор, — и зная, сколько средств на это потребуется, они тут же закладывали эти расходы в бюджет. Соответственно, могли оперативно решать все вопросы.
Факт первый. Неправильная установка светофора затрудняет движение
После неправильной установки светофора может образоваться весьма внушительная пробка. Все потому, что серьезно работой светофорного регулирования никто не занимается. Решается эта проблема элементарно. Как раньше делали? На перекресток выходят несколько человек с заранее разлинованной по видам транспорта бумажкой и отмечают, сколько машин и в каком направлении проехало. В итоге рассчитывается интенсивность потока в будний и выходной день. И в зависимости от нее мы определяли: зеленый свет столько-то должен гореть, столько-то красный. И никаких пробок ведь не было. Конечно, ничего не скажешь, это длительный процесс. Но он необходим. А сейчас этого никто не делает.
Зато другая фишка появилась — неправильная установка светофора во время предвыборных кампаний. Это уже стало сродни традиции. Приходит кандидат в депутаты перед народом выступать, а ему: «Дорогу переходить совсем невозможно стало». Он: «Не вопрос» — и оборудует за свой счет пешеходный светофор.
Это где-то тысяч 50—70 минимум. Если светофор четырехсторонний, то и в 100 тысяч обойтись может. Но для предвыборной кампании это не проблема. Вот и получается: порядка 90% новых светофорных объектов построены вот таким вот образом. Ну и о какой верной организации движения может идти речь?
Факт второй. Остановки расположены неверно
Все наверняка помнят из детства правило: обходи автобус сзади, а трамвай спереди, — комментирует Николай Киселев. — Откуда оно взялось? Вот именно из-за того, что автобусы должны останавливаться за перекрестками. В этом случае пассажиры как раз попадают на пешеходный переход. У нас сейчас сплошь и рядом с точностью наоборот.
Факт третий. Разметка рисуется абы как
По ГОСТу пешеходные переходы должны располагаться друг от друга на расстоянии не меньше 300 метров. На главных проспектах крупных городов они нарисованы через каждые 50. Что получается? Либо водители вообще не пропускают пешеходов. Либо начинается демонстрация образцовой культуры вождения и уважения к прохожим. Последнее наверняка, если каждый пешеходный переход подкрепляется инспектором ДПС. А следствие всегда одно — заторы на дороге.
Проблемы неправильной установки светофоров на дорогах из кабинетов не решить. Нужно по каждому конкретному месту смотреть: что делать и как. А у нас зачастую все иначе. Поменяли знак, смотрят, а обстановка на дороге только хуже стала. Значит, давайте его убирать. Но действовать-то нужно не методом проб и ошибок, а анализировать ситуацию. Спонтанные решения только усложняют обстановку на дороге.
Перечислять, что не так, можно долго. Новые офисные здания, торговые центры строятся без учета парковок. Жилые дома в непосредственной близости от проезжей части — уже норма. Причем отрицательное мнение ГАИ не учитывается — проекты утверждаются без них.
А местные власти за последние 10 лет ни разу даже не ответили на предложение Госавтоинспекции создать отдел по организации дорожного движения в структуре мэрии, что позволило бы навести порядок. Первые письма с просьбой справиться с неправильной установкой светофоров и заняться другими вопросами, связанными с оптимизацией движения отправляются регулярно. Так эта переписка по сей день и длится. ГАИ направляет в администрацию обращение, а оттуда — ни слова.
Что делать?
Очевидно, что бардак будет продолжаться до тех пор, пока за организацию движения никто не отвечает. Для решения этих задач нужно создать специальное ведомство в структуре мэрии.
Вопросы по организации движения всплывают постоянно. Ответы на них вряд ли будут найдены, пока в структуре городской администрации не появится отдел по организации движения.
У властей иной взгляд
Чтобы движение было организовано по всем правилам, нужны только деньги. Сейчас средства не позволяют заказать разработку схемы организации движения, которая бы предусматривала дислокацию дорожных знаков и светофоров. Изучить интенсивность потока.