Автомобиль напрокат

Попытки улучшить быт граждан пытались делать еще в советские времена: в 60-70-е годы в Москве автомобили можно было получить во временное пользование. Однако наши предприимчивые граждане, как выяснилось, обращались в пункты проката для того, чтобы снять с машин необходимые запчасти и заменить на старые и изношенные. В период тотального дефицита такой маневр был очень популярен. В середине 90-х годов фирмы, занимающиеся прокатом, появились вновь. С тех пор их количество неуклонно растет, и сегодня взять машину на время не проблема.

Как известно, автомобильный прокат — это использование чужой машины для своих нужд. Существует несколько его вариантов. Самый простой — машину выдают в комплекте с водителем. Наверняка большинству хотя бы раз в жизни приходилось пользоваться подобной услугой: самое обычное такси тоже представляет собой вариант проката. Однако чаще всего выражение «автомобиль напрокат» подразумевает то, что в других странах получило название rent-a-car — прокат собственно автомобиля.

Как все устроено?
Намереваясь арендовать автомобиль, человек звонит в фирму проката. В первую очередь ее сотрудники обязательно поинтересуются, сколько потенциальному клиенту лет. Если ему еще нет двадцати, отказ в услуге гарантирован. В каждой фирме существует свой возрастной ценз. Большинство автопрокатных контор работают только с арендаторами старше 25 лет. Некоторые компании снижают планку до 20-22 лет, но при этом увеличивают сумму залога за автомобиль в два-три раза.

Затем работники фирмы записывают паспортные данные и номер водительского удостоверения. К тому моменту, когда клиент приедет за машиной, вся информация о нем уже будет введена в компьютер и тщательно проверена: не имеет ли он судимостей, не состоит ли на учете в наркологическом диспансере, где прописан и т. п.

Читаем интересное:  Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра

Подобные меры предосторожности объяснить легко. Риск, на который идут компании, занимающиеся автомобильным прокатом, значителен. Едва ли можно ожидать, что человек будет относиться к чужой собственности с таким же вниманием, как к своей. Поэтому за автомобили берут залог. Его сумма зависит от марки машины, предполагаемого времени проката и возраста клиента. Для арендаторов, проживающих далеко от местоположения фирмы, а также при выезде автомобиля за пределы оговоренной условиями договора территории сумма залога увеличивается. В различных компаниях она составляет от 150 до 700 у. е. Кроме того, во многих из них требуют, чтобы водительский стаж клиента был не менее трех лет.

Залог призван снизить риск фирмы занимающейся автомобильным прокатом и обеспечить минимальное возмещение ущерба в случае порчи или утери автомобиля. При нарушении любого из пунктов договора аренды, который подписывают клиент и автовладелец, наступлении страхового случая, порче арендованной машины или несоответствии комплектации при возврате залог поступает в распоряжение автовладельца. Однако залогом отнюдь не исчерпываются все возможные виды ответственности клиента.

Договор
Типичный договор аренды гласит: «Арендодатель за свой счет осуществляет страхование транспортного средства (автокаско), а также автогражданской ответственности. Однако ответственность за ущерб, причиненный фирме-автовладельцу повреждением арендованного автомобиля, несет арендатор в той части, в какой этот ущерб превышает сумму страхового возмещения, выплаченную арендодателю страховой компанией». Другими словами, если фирма-автовладелец заключила со страховой компанией договор на 10 тыс. у. е., а клиент, находясь за рулем арендованного автомобиля, попал в ДТП, причем сумма ремонта машины составила 12 тыс. у. е., то 2 тыс. у. е. ему придется заплатить из собственного кармана.

Читаем интересное:  Как спастись от «чайника» за рулем - «Хуже только фашист в танке или обезьяна с гранатой»

Во многих фирмах, занимающихся автомобильным прокатом, существует и такое понятие, как убытки в виде упущенной выгоды. Если, допустим, по вине арендатора случилось ДТП и машина находится в вынужденном простое на время ремонта, он оплачивает оговоренный срок простоя (как правило, не больше 10 суток) из расчета суточной стоимости аренды.

Впрочем, условия аренды и величина компенсации в разных фирмах различаются довольно сильно: от удержания суммы залога до полной материальной ответственности арендатора, даже при отсутствии его вины.

Если машина сломалась?
Если арендованный автомобиль, на котором клиент выехал из ворот фирмы, ломается через несколько метров, нужно немедленно позвонить в фирму, которая обязана в минимально короткий срок устранить неисправность. При необходимости специалист прибудет на другом автомобиле, аналогичном арендованному или классом выше, и передаст его арендатору. Если техпомощь потребуется за пределами города, арендодатели гарантируют оплату работы автосервиса и стоимость запчастей. Вообще, если клиент берет машину на срок не менее одного месяца, он обязан в определенное время, например раз в 15 дней (при соблюдении пробега с начала аренды), доставлять ее на техосмотр в автосервис фирмы.

Читаем интересное:  Пешеход всегда прав. Но не всегда жив - Водитель всегда виноват, а пешеход?

Если в сутки машина преодолевает не 150-300 км, то техосмотр проводят после каждых 10-15 тыс. км пробега. Сегодня в фирмах особое внимание уделяют хорошему состоянию предоставляемых в аренду автомобилей, их своевременному ремонту и списанию задолго до окончания срока эксплуатации: безопасность клиента — немаловажная сторона этого вида сервиса.

Автомобиль напрокат

Другие плюсы проката
Безусловно, с одной стороны, автопрокат представляет собой весьма удобную услугу. Автомобильный прокат не требует затрат на строительство гаража, техобслуживание и ремонт. Такие хлопоты, как регистрация, страхование и техосмотр, тоже ложатся на плечи сотрудников компаний. С другой стороны, стоимость проката не назовешь низкой. В представительствах крупных иностранных компаний, появляющихся на российском рынке, цены европейские. Так, модели марки Ford предлагают за 70-110 у. е. в сутки, автомобили Mitsubishi, Audi и Hyundai за 55-180 у. е. в сутки в зависимости от категории машины и времени проката (при увеличении срока аренды, как правило, стоимость проката уменьшается на 7-20 %), Skoda и Renault — 60-100 у. е. в сутки, Volkswagen, Pontiac, Chevrolet, Dodge — 35-80 у. е. в сутки. При всем желании трудно назвать аренду автомобиля на данных условиях экономически целесообразной. Скорее, это способ самовыражения или демонстрации  финансовых возможностей. Для среднестатистического российского потребителя более приемлемы другие цены, например 700-1000 руб. в сутки за модели ВАЗ.

Автор: Екатерина Вишнякова

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x