Как устроен автомобильный дворник? Любая его модель состоит из пяти отдельных элементов. Под капотом находится снабженный редуктором электромотор, который приводит в движение металлическую конструкцию, называемую из-за своеобразной формы трапецией. На нее с внешней стороны капота крепятся поводки, на которые надеты щетки, состоящие из металлического каркаса с креплением и резинового элемента. Если какая-либо из составных частей данной цепочки выходит из строя, ее можно заменить независимо от других. Это очень важно!
Проблемные места
Как всякий сложный механизм, дворник имеет много уязвимых мест. Первое из них — трапеция. Из-за воды, попадающей под капот, ржавеют шарниры, в результате чего ее может заклинить.
Другая проблемная деталь — поводок. В его основании находится пружина, обеспечивающая необходимое давление на стекло. Если она ослабевает, щетка прилегает к стеклу недостаточно плотно, что не только резко снижает качество очистки, но и гарантирует раздражающую вибрацию на больших скоростях. Металлический каркас тоже не идеален. Грязь, наледь на стекле блокируют шарниры, в результате щетку с омерзительным скрипом клинит при каждой смене направления хода. К счастью, технический прогресс позволяет справиться и с этим недостатком. Недавно специалисты фирмы BOSCH разработали автомобильный дворник нового поколения Aerotwin без шарнирных креплений. Резину стеклоочистителя равномерно по всей длине прижимает встроенная пластина из стали.
Пожалуй, самая уязвимая часть автомобильного дворника — резиновый элемент, что неудивительно: в дождливую слякотную погоду грязь из-под колес попадает даже на крышу автомобиля, не говоря уже о лобовом стекле. Учитывая немалое количество едких химикатов, которыми посыпают улицы города зимой, дворникам можно только посочувствовать. Резина стеклоочистителя теряет эластичность на морозе, подвергается разрушающему воздействию соли и других реагентов с дорожного покрытия, растрескивается в жару, для нее вреден ультрафиолет и плохие стеклоочистительные жидкости.
Конструкция
Щетки различных фирм-производителей имеют непохожие резиновые элементы. Одни на ощупь твердые, шероховатые и рыхлые, другие — гладкие, упругие, эластичные. Последние, несомненно, прослужат дольше. Исходный материал бывает трех типов: обычный каучук, силикон и графитированный (верхний слой обработан графитом, что придает изделию прочность и улучшает скольжение). Щетки серии Silencio с графитированной резиной выпускает французская фирма VALEO. Повысить качество резинового элемента можно, укрепив его прокладкой из прочного тефлона.
Предположим, после долгих поисков вы наконец-то нашли автомобильный дворник своей мечты, удовлетворяющую всем требованиям. Но удастся ли установить ее именно на ваш автомобиль? Ведь машин в мире — великое множество, и стекла у всех разной формы. Неужели для каждого найдется свой дворник? Оказывается — да. В принципе, большинство щеток взаимозаменяемы. Более того, существуют универсальные адаптеры, позволяющие устанавливать их практически на любые поводки.
Зимой для дворников наступает трудная пора. От льда на стекле и постоянных оттепелей прежде всего страдает металлический каркас щетки стеклоочистителя. В продаже имеются специальные зимние модели с резиновым кожухом, полностью закрывающим металлические части. Делая покупку, обратите внимание на качество резины: если она жесткая на ощупь, похожа на клеенку, то быстро порвется, вряд ли вас устроит такая недолговечность.
Срок службы
Качественный автомобильный дворник прослужит от шести месяцев до года. Разумеется, речь не идет о стеклоочистителях, изготовленных в Китае или кустарным способом в полулегальных фирмах-однодневках. Они выходят из строя почти сразу. Есть водители, которые не меняют щеток по два-три года, не обращая внимания на появившиеся полосы и грязные разводы на стекле. Однако хороший стеклоочиститель, обеспечивая стопроцентную видимость при любых погодных условиях, имеет большое значение для безопасности пассажиров, водителя и всех, кто окажется с ним на одной дороге. Прекрасно понимая это, солидные автомобильные компании General Motors Corporation и Ford в 1998–1999 годах были вынуждены отозвать сотни тысяч автомобилей всего лишь из-за дефекта стеклоочистителей.