Физиологически удобной считается поза, когда конечности согнуты в коленных и локтевых суставах под углом 45°. Тогда угол между плечом и предплечьем (бедром и голенью) должен быть примерно 130–135°. Чрезмерное сгибание (разгибание) конечностей приводит к перенапряжению сгибающих (разгибающих) мышц, накоплению продуктов обмена, что впоследствии вызывает боль. Помните одно из первых занятий в автошколе? Угол между спинкой и сиденьем — не менее 90°. Необходимо соблюдать следующие моменты: положение рук на руле — “без десяти два”, постановка ног — широкая часть стопы на педали, пятка упирается в пол.
При длительных поездках рекомендуется периодически останавливаться и разминать затекшие мышцы, массируя их. Полезны для здоровья водителя простейшие физические упражнения вне салона авто (ходьба, потягивание, приседания, наклоны вперед — назад и влево — вправо). Благодаря небольшой разминке не только увеличивается приток крови к мышцам и ускоряется выведение накопившихся за время путешествия токсинов (например, молочной кислоты), но и восстанавливается внимание, притупившееся при езде по однообразной дороге.
Положение тела
Для обеспечения комфортного и правильного положения человека за рулем в некоторых иномарках водительское сиденье и рулевая колонка регулируются в различных плоскостях. Иногда, как это устроено в некоторых моделях VOLVO, при помощи хитрой техники сиденье и руль автоматически устанавливаются в нужном положении с учетом роста водителя (необходимые параметры фиксируются специальными датчиками и сохраняются в памяти компьютера).
Случается, что автолюбители, стремясь устроиться поудобнее, самостоятельно устанавливают в машине кресло от другой модели автомобиля по своему вкусу. Часто не приспособленное для данной марки, оно по каким-либо причинам крепится неровно. Перекос сиденья ведет к искривлению позвоночника, что грозит закончиться сколиозом, ущемлением нервов, остеохондрозом, радикулитом или другим недугом, который пошатнет здоровье водителя. Необходимо убедиться, что сиденье расположено строго горизонтально относительно пола, а спинка параллельна приборной доске.
Еще одно важное требование: если механизмы регулировки положения сиденья и рулевого колеса не работают, обязательно отремонтируйте их. В конечном счете их неисправность вредит здоровью водителя.
Сохраняем тепло в салоне
Избежать проблем со здоровьем поможет обогреваемое сиденье. Если ваш автомобиль не имеет встроенного обогрева сиденья, современная промышленность предлагает довольно большой выбор всевозможных чехлов и накладок, которые можно подключить к прикуривателю. Бесспорно, лучше не экономить на здоровье и выбрать накладку, закрывающую и спинку, и сиденье. Низкие температуры способствуют спазму сосудов и нарушению кровообращения во внутренних органах. Избегая переохлаждения, водитель спасает себя от радикулита, остеохондроза и воспалительных заболеваний (простатита, цистита, заболеваний почек, воспаления придатков у женщин).
Открывая окно в машине, не стоит недооценивать опасность сквозняков. Они часто вызывают миозиты — болезненные воспаления мышц шеи и спины, провоцируют развитие остеохондроза шейного отдела позвоночника, а также воспалительные заболевания уха, горла и легких (отиты, ангины, фарингиты, бронхиты и т. д.). Причиной проблем со здоровьем водителя является переохлаждение кожи и мышц, на которые непосредственно попадает струя студеного воздуха (область головы, шеи, верхняя часть спины), или охлаждение ног потоками циркулирующего воздуха низкой температуры. Кожа стопы и горло связаны нервными цепочками, поэтому, если перемерзнут ноги, бывает ангина.
Не надо сразу открывать окно нараспашку, так как резкий перепад температур способствует снижению сопротивляемости организма инфекциям. Для проветривания достаточно слегка приоткрыть окно там, где никто не сидит, чтобы струя холодного воздуха была направлена в верхнюю часть салона и не попадала на голову и шею.
Глаза
Глаза — один из самых важных рабочих органов водителя, утомление их неизбежно. При ярком солнце или недостаточном освещении органы зрения устают быстрее обычного. Для того чтобы снизить нагрузку на глаза, необходимо обратить внимание на освещение приборной доски, работу фар. Очень важно своевременно менять перегоревшие лампы и устранять неисправности. Защититься от яркого солнечного света помогут очки, к выбору которых нужно подойти ответственно и серьезно.
Во-первых, желательно купить солнцезащитные очки со стеклянными линзами, так как пластик пропускает ультрафиолетовые лучи, вредные для сетчатки. Через расширенные из-за затемнения стекол зрачки проникает максимальное количество вредных лучей.
Во-вторых, степень затемнения стекол должна соответствовать степени освещенности на улице. Самые темные стекла нужны летом в южных районах или зимой при отражении солнечных лучей от снежного покрова. Тем, кто постоянно находится в таких условиях, рекомендуется тонировка стекол. Тут есть чем заняться бывалому тюнингатору: существуют, например, различные пленки (СРFILMS), которые можно наклеить самостоятельно. Правда, перед тем как приложить к машине свои умелые руки, лучше все-таки проконсультироваться в ГИБДД.
Если поездки совершаются преимущественно вечером, тонировка нежелательна, так как она вызовет перенапряжение и быстрое утомление глаз.
Очень вредны помехи на стекле — трещины, грязь. Многие их по привычке не замечают, а тем временем они снижают внимание и даже вызывают потерю зрения.
Следите за своим здоровьем
Как видите, все просто. Несколько минут простых упражнений помогут сохранить силы и здоровья водителя на долгие годы.