Павильоны на колесах в зависимости от комплектации можно использовать как мобильные аптеки, обувные мастерские, продуктовые магазинчики, а зачастую и как кафе.
«Куры-гриль», «Шаурма», «Пирожки из печи» — все эти яркие фаст-фуды есть не что иное, как кухни на колесах. Причем сами колеса обычно закрыты рекламными бортами. Каждое передвижное кафе состоит из двух основных частей. Первая — это базовое шасси, с помощью которого палатки перевозят с места на место. В качестве такого шасси чаще всего используют автомобили марки ГАЗ и ЗИЛ. Базовое шасси — один из ключевых элементов, формирующих стоимость автокафе. Второй элемент передвижных точек быстрого питания — фургон. Именно он является и местом для приготовления пищи, и торговой точкой, а его стены — рекламным щитом, зазывающим посетителей.
Материал
Каркасы для легковых прицепов изготавливают как из обычного железа, так и из алюминия. Последний вариант дороже. Но покупать лучше алюминиевую палатку: она легче, не так быстро коррозирует, в результате имеет больший срок службы и более привлекательный внешний вид. Каркасы производят под конкретные модели базовых шасси. Площадь помещения также может быть разной: от 4 до 15 кв. м.
То, чем станет легковой прицеп — пиццерией или гриль-баром, зависит лишь от назначения встроенного оборудования. Обвинения в адрес передвижных точек быстрого питания по поводу несоблюдения правил санитарии не совсем оправданы. В небольшой палатке предусмотрено все, что требуется для кухни: есть вешалка (а в более просторных помещениях и целый шкаф) для одежды, отгороженная от остального пространства специальной перегородкой, небольшая мойка с водонагревателем, одна или две емкости с водой, стол, который, как правило, сделан из ДСП и покрыт пластиком или стеклом, морозильные лари для хранения скоропортящихся продуктов. Помещение легковых прицепов может быть рассчитано для одного или двух продавцов.
Оборудование
Все вышеперечисленное — стандартный набор оборудования, которое образует базовую комплектацию передвижных точек быстрого питания, будь то гриль-бар или кухня для выпечки пирожков. Например, различают электрический и газовый гриль. Существуют модели, работающие и от газа, и от электричества. Однако газовый гриль немного экономичнее. Для газового оборудования в торговой палатке отведен отсек для одного или двух баллонов. Кроме того, необходимы вытяжка и термоизоляция корпуса.
Грили отечественного производства по экономичности не уступают импортным аналогам, а по стоимости — дешевле на $350–1500, однако по сравнению с турецкими и некоторыми азиатскими аппаратами дороже на $200–300. Возможность монтажа различного оборудования ограничена не только его стоимостью и размерами каркаса, но и грузоподъемностью шасси.
Второй вид оборудования, наиболее часто используемый в автокафе, предназначен для приготовления шаурмы (мясо для нее обрабатывают по тем же гриль-технологиям). Установки для шаурмы также выпускают электрические и газовые, с разным количеством шампуров, горелок, весом загрузки мяса (от 15 до 60 кг), временем разогрева, приготовления, режимом поддержания постоянной температуры. Дополняют такое оборудование чаще всего фритюрницами ($100–500), печами для пиццы ($400–1000), аппаратами для производства хот-догов ($300-400), приготовления кофе, чая, тостов, пончиков (около $700–1000), благодаря чему можно намного расширить ассортимент автокафе. При работе с мелконарезанными продуктами (например, начинка для шаурмы), а также с сосисками, пирожками, которые должны быть постоянно теплыми, понадобится настольный подогрев — плоский металлический лист, подключенный к источнику питания. Обойдется он в 400 у. е.
Цена
Стоимость легковых прицепов, бывших в эксплуатации, примерно следующая: с оборудованием для кур-гриль (на 66 штук) — около 6–7 тыс. у. е., для кур-гриль + шаурма — около 10–15 тыс. у. е. Конечная цена зависит от комплектации, типа холодильной установки, размеров каркаса, степени изношенности оборудования и т. п.
При желании сборку автокафе с подходящей комплектацией можно заказать в фирме, занимающейся монтажом подобных конструкций. Их в Москве много. Там предложат каркас для конкретного базового шасси, установят необходимое оборудование, начиная с нужной мойки и морозильной камеры и заканчивая кофеваркой и тостером. Монтаж газового оборудования обойдется дороже электрического — 700 у. е. и 450 у. е. соответственно. Столько же или чуть дороже будет стоить переоборудование автокафе. Рекламный рисунок и надписи на каркасе выполнят специалисты той же фирмы.
Плюсы и минусы
Легковые прицепы имеют значительные преимущества перед стационарными точками питания: они мобильные, небольшие по размерам, достаточно экономичные. Чтобы приобрести подобные павильоны, не требуется большого начального капитала. Кроме того, они позволяют избежать немалых расходов на аренду помещения, сэкономить на охране: на ночь автокафе просто загоняют в гараж.
К минусам передвижных кафе можно отнести ограниченность ассортимента предлагаемой продукции, высокую себестоимость пищи по сравнению с блюдами, приготовленными в стационарных условиях.
Автор: Екатерина Вишнякова