Рано или поздно наступает момент, когда нужно перевезти какой-нибудь груз, занимающий много места, например байдарку. В багажнике седана или грузовом отсеке хэтчбека она не поместится. Ее можно разместить в багажнике на крыше автомобиля. Однако погрузить ее, не поцарапав при этом машину, непросто. Потом груз нужно тщательно закрепить. Совсем другое дело универсал — быстренько уложили в него снаряжение и поехали.
Представьте теперь, что вы везете на крыше автомобиля дорогой в прямом и переносном смысле велосипед. Дорожная грязь постепенно покроет его толстым слоем, и по прибытии на место придется первым делом как следует помыть железного коня. Может, стоит купить универсал и возить свой байк в автомобиле?
Такая машина подойдет не только поклонникам модного ныне активного образа жизни, но и гурманам, выезжающим на пикник с мангалом или грилем, посудой и набором складной мебели. Именно так совершают вылазки на природу не только в странах Западной Европы, но и в Венгрии, Прибалтике и т. п.
Маленьких собак и кошек можно перевозить в специальных контейнерах, где они чувствуют себя относительно комфортно. Сложнее с крупными собаками. Многие хозяева не-осмотрительно запихивают их между сиденьями или сажают на скользкий кожаный диван, откуда те при резком торможении падают. В пути животные, которых не часто возят в машине, могут испытывать стресс. При этом, естественно, они стремятся быть ближе к хозяину и бросаются к нему порой в самый неподходящий момент.
За рубежом автомобилисты специально покупают универсалы, чтобы возить собак. Все современные машины за дополнительную плату комплектуют сетками, отгораживающими пса в багажном отсеке от людей. И ему комфортно, и люди не стеснены, и пластик обивки салона не страдает от когтей. Кстати, последнее обстоятельство сказывается на цене машины при последующей продаже.
Большие и маленькие
Как правило, очень маленьких и очень больших универсалов не бывает. Например, японские микролитражки размером с нашу “Оку” в каталогах причисляют к хэтчбекам, ведь четкой границы между универсалами и хэтчбеками нет, а при таких малых габаритах вряд ли можно говорить об универсальном использовании этих машин.
Hyundai Atos — смело можно назвать одним из самых маленьких универсалов, поскольку существует вариант Hyundai Atos с более пологой задней частью — хэтчбек Atos Prime. Длина универсала Atos всего 3,5 м, а объем багажного отсека — 263 дм 3 (со сложенным задним сиденьем — 1084 дм3).
Универсалов представительского класса не бывает — президенты и главы крупных фирм ездят по делам, а не перевозят вещи и животных. Впрочем, нефтяные шейхи заказывали такие машины, но это были переделки, выполненные тюнинговыми фирмами. Правда, однажды на заводе-изготовителе представительских автомобилей собрали несколько машин с кузовом универсал, которые сейчас, безусловно, представляют коллекционную ценность.
Почему их называют вагонами?
Как и другие автомобильные кузова, универсалы за рубежом могут называть иначе, например kombi, break, station wagon или просто wagon. По-видимому, из-за неправильного прочтения слова wagon универсалы у нас иногда называют вагонами. Автомобильные специалисты нашей страны употребляют и термин “комби” как синоним слову “универсал”, а отнюдь не для обозначения какого-либо особого типа машин.
Что у него внутри?
Салоны современных универсалов столь же комфортабельны, как и салоны седанов. Некоторые особенности есть только у заднего сиденья. Оно или только его спинка складываются, образуя багажный отсек с довольно ровным полом. Под ним обычно прячется запасное колесо.
Обивка и ковры в багажнике такие же, как в салоне. Вещи можно класть на пол, не опасаясь их испачкать. Для крепления багажа предусмотрены специальные сетки, прижимающие груз к полу.
Предлагают и “собачьи” сетки, ящики, детские кресла… На крыше за доплату могут установить “полозья” для крепления багажника, поскольку желобов над дверьми в Европе давно уже не делают.
Забавное словосочетание
Спортивный универсал — странное на первый взгляд сочетание. Спортивными, как считали раньше, могут быть купе и родстер. Жизнь, однако, не стоит на месте. Выдающиеся скоростные качества стали доступны и универсалам.
Относительно простой Alfa Romeo 156 Sportwagon укомплектован спортивным рулем и сиденьями, по желанию заказчика могут установить систему переключения передач кнопками на рулевом колесе, как на гоночных автомобилях. Двигатели бензиновые и дизельные — от скромной “четверки” (1,6 л) до V-образной “шестерки” (2,5 л), разгоняющей “спортивный вагон” до 100 км/ч за 6,4 сек.
Audi освоила поточное производство спортивных универсалов. В обозначении модели буква A заменена на S, например, Audi S4 Avant и S6 Avant. Это полноприводные машины, оснащенные моторами V8 объемом 4,2 л, а разгон у обеих — 5,6 и 5,8 сек.
У Audi есть тюнинговая фирма Quattro, которая поштучно собирает полноприводные спортивные универсалы Audi RS6 Avant. Мощность мотора увеличена с 340 до 450 л. с. Разгон — до 100 км/ч за 4,9 сек. — быстрее, чем у Ferrari 456 GT и многих моделей Porsche!
Для кого предназначены спортивные универсалы? Прежде всего для энергичных людей, которые добираются со снаряжением до мест активного отдыха по автострадам на большой скорости. У спортивных универсалов жесткая короткоходная подвеска и уменьшенный дорожный просвет, позволяющий лучше держать дорогу. Это скорее минус, чем плюс.
Автор: Екатерина Вишнякова