Сегодня узнать, какими были первые отечественные автомобили, можно только по старинным фотографиям и чертежам. Однако плоское изображение не дает полного представления, значительно реалистичнее выглядят масштабные модели машин. Они позволяют не только увидеть конструкцию в объеме, но и сравнить ее с другими образцами.
Коллекционеры
Коллекционирование масштабных моделей мини автомобилей, как, впрочем, почти все виды хобби, зародилось в Англии. Кстати, сам Уинстон Черчилль был неравнодушен к этому виду занятий. В 1930-х годах несколько небольших предприятий начали выпуск миниатюрных копий автомобилей. Примечательно, что они были сделаны в масштабе 1:43, принятом для железнодорожных моделей. Когда в Англии изменили размер железнодорожной колеи (в XIX веке ее ширина составляла 4 фута 6 дюймов), для моделей железнодорожной техники стандартным стал масштаб 1:87. Но у коллекционеров автомобилей до сих пор любимый размер — 1:43. Большинство моделей, представленных на выставке «Автомобиль на ладони», выполнены именно в этом масштабе.
Немного истории
Автомобильная промышленность многое позаимствовала у авиации. Удивительно, но и в модельном деле прослеживаются те же тенденции. Массовый выпуск масштабных копий самолетов в Англии начали во время Второй мировой войны. Они были необходимы для моделирования воздушных боев, а также для того, чтобы пилоты могли наглядно представить себе, как выглядят самолеты противника. После войны разрушенной и голодной Европе стало не до моделей.
Интерес к мини автомобилям возродился только в 1950-х годах. Тогда несколько английских компаний возобновили производство масштабных копий самолетов времен войны. Вскоре выяснилось, что существует интерес и к другой технике — кораблям, танкам и автомобилям. Лидерами в производстве копий автомобилей стали две фирмы из Великобритании — Corgi и Lesney (модели последней более известны под торговой маркой Matchbox).
В конце 1960-х годов зарубежные модельки появились и на прилавках советских магазинов. В эпоху тотального дефицита товар пользовался огромным спросом. Так в нашей стране возник новый вид хобби. Вскоре выпуск масштабных копий начали и отечественные предприятия. Лидером стало саратовское ПО «Тантал». Первая модель «Москвич-408» в лучших советских традициях была скопирована с аналогичного образца фирмы Dinky. Если первые саратовские «москвичи» и «жигули» были достаточно примитивными, то появившиеся в конце 1970-х годов миниатюрные правительственные ЗИЛы, «Чайки» и «Нивы» по качеству проработки деталей уже ни в чем не уступали иностранным образцам. Примерно так же развивалось и казанское НПО «Элекон», которое специализировалось на копиях грузовиков КамАЗ. С годами модели становились более сложными и качественными.
К сожалению, долгое время отечественные предприятия не производили мини автомобилей – копий исторических машин. Лишь ленинградское объединение «ЛОМО-АВМ» выпустило серию моделей на базе грузовиков ЗИС-5, ЗИС-6, ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА.
Мини-машинки снова в моде
Ситуация начала меняться в 1990-х годах, когда на территории бывшего Советского Союза появились несколько фирмочек, создавших множество оригинальных моделей. Зачастую такими предприятиями руководят известные коллекционеры, подход к качеству продукции очень серьезный, модели как по качеству, так и по стоимости не уступают иностранным образцам. Кстати, на цену масштабных копий автомобилей, как и в других видах коллекционирования, огромное влияние оказывает редкость того или иного экземпляра. Например, прекрасно выполненная современная модель порой стоит в десятки раз дешевле, чем примитивный образец 1960-х годов, ныне снятый с производства. Так что коллекционирование кроме морального удовлетворения может в будущем принести неплохой капитал.
Несмотря на то что сегодня ассортимент мини автомобилей огромен, далеко не все модели автомобилей есть в магазинах. Поэтому у моделистов широко распространен тюнинг миниатюрных машинок — так называемая конверсия. Таким образом на базе стандартной модели создают многочисленные модификации. Особенно часто переделывают масштабные копии грузовиков, в результате появляется целая гамма специализированной техники.
Но, конечно, никакой заводской образец не сравнится по качеству с тем, который сделан вручную опытным специалистом. Неслучайно на выставке «Автомобиль на ладони» основное внимание уделено именно таким моделям. Здесь демонстрируется множество уникальных образцов; среди них редкие модели пожарных автомобилей, военной техники, экспериментальных машин. Несколько макетов отражающих тенденции развития отечественного и мирового автомобилестроения представлены из фондов Политехнического музея, в том числе модели автомобилей Бенца и Даймлера, Яковлева и Фрезе, электромобиля Романова, первого советского грузовика АМО Ф-15. В отличие от остальных экземпляров они выполнены в масштабе 1:5 и 1:10, поэтому на фоне остальных образцов выглядят почти как настоящие машины.
Интересно посмотреть не только модели мини автомобилей, но и множество других экспонатов, связанных с историей автомобилестроения, рекламные проспекты дореволюционных машин, приборы и элементы отделки настоящих автомобилей, а также размещенные на стенах схемы устройства различных агрегатов старинной техники.
Автор: Екатерина Вишнякова