Началом истории автомобиля ЗИС 115 следует считать 19 сентября 1942 года. В это тяжелое время (еще до начала непосредственной осады немцами Сталинграда, когда исход войны не был предопределен) по поручению руководства страны началось создание лимузина высшего класса ЗИС-110.
Работу над автомобилем ЗИС поручили Андрею Островцеву. Верховный заказчик пожелал взять за образец «Паккард-180», что и было беспрекословно исполнено. Но к делу подошли творчески: ни одна деталь новой модели не была скопирована с американского авто — все элементы разрабатывали заново. В результате 20 сентября 1944 года Государственный комитет обороны (ГКО) утвердил опытный образец новой семиместной легковой машины.
Знаменательным для прославленного автозавода стало 20 июля 1945 года: в тот день коллектив специально созданного механосборочного цеха № 6 приступил к сборке ЗИС-110. Первый пробег нового автомобиля состоялся 11 августа 1945 года, и в конце года из ворот предприятия начали выходить самые совершенные на тот момент советские лимузины.
Скорость
Динамические характеристики авто более скромные, чем у легкого собрата: максимальная скорость всего 120 км/ч (по другим данным — 105 км/ч). Однако и этот показатель можно считать внушительным, если учесть, что масса ЗИС-115 вдвое больше, чем у автомобиля ЗИС 110, и составляет около 5 т.
Что дальше?
Конечно, автомобили, перевозившие «вождя всех народов», были окружены многочисленными историями, легендами и слухами. Сейчас уже трудно разобраться, какие из них соответствуют действительности. Вот, к примеру, одна, относящаяся к моменту показа первого образца машины Сталину. Выслушав описание технических характеристик, генералиссимус поинтересовался, гарантируют ли конструкторы, что броня автомобиля выдержит не только обстрел из гладкоствольного или автоматического оружия. Ему дали ответ: согласно расчетам — должна. После чего он предложил инженерам самим сесть и проверить надежность броневика. После того как они сели в авто, был построен взвод автоматчиков, который на глазах вождя начал палить по машине. После окончания эксперимента в ней не было найдено ни одного проникновения пули, и тогда автомобиль ЗИС 115 был принят комиссией. Об ощущениях конструкторов нетрудно догадаться.
Несмотря на секретность машины, встретить ее можно было далеко за пределами нашей Родины: Сталин дарил эту модель своим союзникам из Польши, Венгрии, Китая, Финляндии, Северной Кореи.
Последние три автомобиля были собраны в 1956 году. До настоящего времени в России сохранилось как минимум три ЗИС-115. Несколько экземпляров находятся в зарубежных музеях.
Интересна индивидуальная судьба каждой машины. Автомобиль с шасси № 18 начал свою службу в 1948 году в Гараже особого назначения, где вместе с другими ЗИС-115 он выполнял важнейшую задачу — перевозил первое лицо государства. Этот период жизни машины является наиболее закрытым: информация до сих пор не обнародована. После списания авто оказалось в МВТУ им. Н. Э. Баумана.
Что осталось?
ЗИЛ располагает одним из последних экземпляров автомобиля ЗИС 115 с шасси № 43, выпущенным в 1954 году, то есть уже после смерти Сталина. А в коллекции Вячеслава Лена хранится машина 1955 года, в прошлом принадлежащая секретарю партии Венгрии Матиасу Ракоши.
Изначально созданный как транспортное средство для высшего руководства страны, ЗИС-115 впоследствии использовался для самых разных целей. В частности, один экземпляр после списания из Гаража особого назначения оказался на Ярославском шинном заводе. Здесь на нем испытывали шины для грузовиков и правительственных лимузинов. Сегодня он хранится в автомобильном музее в Риге.
Еще один ЗИС-115 был разбит в 1985 году на Дмитровском полигоне во время краш-теста: конструкторы, создававшие бронированную версию автомобиля ЗИЛ-41047, изучали пассивную безопасность бронированного кузова. Позднее разбитая машина оказалась в Литве.
Автор: Екатерина Вишнякова