Конституционный Суд РФ вынес вердикт, что система «Платон» соответствует Конституции РФ.
Напомним, что обращение в КС РФ составили 92 депутата Государственной думы Российской Федерации от фракции КПРФ. В нем они просили дать разъяснение о соответствии положения о работе системы «Платон» существующим нормам Конституции.
Заявители настаивали на том, что сборы в «Платон» по существу являются налогом, а сам факт введения налога противоречит схеме, которую установило государство.
Также они указывали, что административная ответственность за несоблюдение требований по оплате проезда большегрузных автомобилей не может быть основана на акте исполнительной власти, а может быть введена только федеральным законом. Кроме того, санкции подобного рода создают препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны.
На открытом заседании в Конституционном Суде представители органов власти приняли единогласное решение, что противоречий Основному закону РФ схемы взимания платы с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам через систему «Платон» нет. «Провозглашение Постановления Конституционного Суда РФ состоится 31 мая 2016 года», — сообщалось на сайте суда.
Полпред Госдумы в КС Дмитрий Вяткин, как сообщает ТАСС, утверждает, что плата в «Платон» не является налогом, поскольку не соответствует признаку индивидуальной безвозмездности (взамен плательщики пользуются правом проезжать по дорогам). Вяткин в своем письменном сообщении добавляет, что Правительство не вышло за рамки своих полномочий при установлении неналогового платежа.
В материалах суда говорится: «Взимаемая с большегрузных автомобилей плата за пользование федеральными трассами не обладает характеристиками налога. Суд не усмотрел двойного обложения при взимании одновременно с данной платой транспортного налога и акциза на топливо».
«Платон» законен, а полномочия РТИТС — нет
При этом полномочия оператора «Платона» признаны противоречащими Конституции. Речь идет об установке порядка оплаты или возможном введении штрафных санкций.
«Предписания, наделяющие оператора системы «Платон» нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки организационно-технического регулирования, признаны противоречащими Конституции. Правительство обязано внести соответствующие изменения в свои правовые акты», — говорится в материалах суда.
По мнению Суда, оператор не вправе издавать нормативно-правовые акты, а также непосредственно применять к водителям меры принудительного характера.
Также КС запретил произвольное повышение платы в счет возмещения вреда: «Недопустимо повышение установленного правительством размера платы (кроме индексации) без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов». Напомним, что понижающий коэффициент оплаты проезда по федеральным трассам приводит стоимость километра к 1,53 рубля. Эта плата была изначально установлена до 1 марта 2016 года.
Ранее планировалось, что с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно тариф вырастет до 3,06 руб./км, а с 2019 года будет установлен на ранее оговоренном уровне в 3,73 руб./км. Однако в конце февраля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которым продлил льготный период оплаты до 30 июня 2017 года. Во многом это решение связано с лавиной протестов против системы «Платон». В основном участие в протестных акциях принимали дальнобойщики.
Роман Золотарёв
Да очнитесь уже люди!! Всё что на верху делается это не для того чтобы нам легче было или хорошо жить стало, а только с одной целью — хорошо жить малому кругу лиц! А все эти суды, громкие реакции, заявления, принятия законов и т.д и т.п для видимости работы власти!