Япония и Евросоюз планируют к 2018 году разработать единые стандарты использования беспилотных автомобилей.
Разработкой в сфере контроля БПТС (беспилотных транспортных средств) плотно занялись, когда участились аварии с участием таких машин. В США в июле 2016 года власти объявили о первом смертельном случае с использованием автопилота электромобиля Tesla во Флориде. По предварительным данным, из-за сбоя в системе произошло столкновение с грузовиком.
Женевская конвенция о безопасности дорожного движения предусматривает, что за рулем беспилотника, несмотря на технологии, обязательно должен находиться водитель. Поэтому ЕС планирует включить в свод правил пункт о том, что внутри каждого автомобиля обязательно должны быть установлены датчики, которые будут следить за состоянием шофера.
В России созданием беспилотных транспортных средств активно занимается КАМАЗ, который планирует наладить серийное производство беспилотников к 2025 году.
Глава компании Сергей Когогин заявляет, что технических вопросов по выпуску первых беспилотников нет, но вопрос регулирования пока не решен. Для этого необходимо менять нормативно-правовую базу, внедрять термины, разделять зону ответственности между водителем и системой, сообщает «Российская газета» со ссылкой на мнение депутатов Госдумы.
Из пяти существующих стадий развития беспилотных транспортных средств российские технологии дошли до второй. Существует «система помощи водителю», которая только помогает управлять автомобилем. В соответствии с «дорожной картой» Национальной технологической инициативы частичная автономность беспилотников может быть достигнута только к 2018 году, а полная — к 2035-му.
В беспилотниках за состоянием водителя будут следить специальные датчики
Директор Центра интеллектуальных автономных систем НИТУ «МИСиС» Александр Балесный полагает, что беспилотники должны обеспечивать максимально безопасную дорожную ситуацию. Согласно современному законодательству, административную и гражданскую ответственность за нарушение ПДД и причиненный ущерб несет автовладелец, и было бы разумно возложить ответственность на владельца беспилотника, но для этого нужно вводить систему сертификации.
А вот ответственный секретарь Комиссии ГД РФ по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем Андрей Черногоров считает, что беспилотники не заменят человека и не смогут учесть все нюансы дорожного движения.
На Западе беспилотный транспорт отправляет информацию о маршруте и своем техническом состоянии по мобильным каналам связи, а в России для этих целей планируют использовать ГЛОНАСС, установка которой с 1 января 2017 года станет обязательной для всех автомобилей, продающихся в России.
Эксперт автомобильной отрасли Алексей Тузов полагает, что автоматизация промышленности и сервиса выгодна и рассчитана на перспективу, и крупные компании заинтересованы в развитии беспилотных технологий. Так, во многих странах Европы и Азии движение метро и пригородных поездов полностью автоматизировано. Это существенно сокращает текущие издержки, позволяет экономить на зарплате операторов и водителей. Использовать беспилотники в России в сфере грузоперевозок — идея замечательная, полагает Тузов, но выполнить ее будет очень непросто.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.