Каждый год перед любым водителем встает вопрос: когда менять резину. Некоторые предпочитают делать это заранее, перед холодным или, наоборот, теплым сезоном, некоторые — непосредственно с наступлением морозов, а некоторые и вовсе считают, что можно ездить на летней резине зимой на свой страх и риск. Но что по этому поводу говорит закон? Есть ли определенные сроки, в которые необходимо «переобуться», и что будет, если этого не сделать?
Что говорит закон
На данный момент единственным нормативным актом, регулирующим вопросы смены шин на авто в России, является технический регламент таможенного союза (ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»).
Согласно пункту 5.5 приложения 8 к техрегламенту, эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, запрещается в летний период (июнь, июль, август). В соответствии с пунктом 5.6.3 эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, запрещается в зимний период (декабрь, январь, февраль).
При этом органы власти субъектов сами могут расширять период допустимого использования тех или иных шин в зависимости от климатических условий. А вот сокращать эти периоды не могут.
Автолюбители могут поставить на зиму как шины с шипами, так и неошипованную резину с соответствующей маркировкой «М+S», «M&S» или «M S».
Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут применяться с марта по ноябрь.
Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) — с сентября по май.
Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) можно использовать круглогодично.
То есть фактически на всесезонке (неошипованной резине) можно ездить весь год, и это не нарушит нормы закона.
Зачем «переобуваться», и какую резину выбрать?
Любой инспектор ГИБДД, продавец автозапчастей или шиномонтажник может прочесть целую лекцию о том, почему необходимо менять шины на авто. Суть ее сводится к тому, что использовать резину не по сезону опасно, неудобно, да и попросту экономически невыгодно.
Дело в том, что летняя и зимняя резина отличаются не только толщиной протектора. Они имеют принципиально разный состав сплава, который позволяет ездить более комфортно и маневрированно именно в определенных погодных условиях.
Летняя резина изготавливается из более плотного материала, который не деформируется при высоких температурах и имеет меньшее сопротивление при движении авто. Эти качества позволяют экономить на топливе в теплое время года. Но эти же качества способствуют тому, что при низких температурах такая резина словно застывает, скользит, и водитель может легко потерять управление транспортным средством.
В свою очередь, зимняя резина создана из более мягкого материала, который при морозах не теряет эластичности. При этом она обеспечивает лучшее сцепление с дорожным покрытием, что делает авто чуть менее маневрированным, зато устойчивым в управлении. Летом же, на жаре, зимняя резина становится очень мягкой, быстро изнашивается. Чтобы совершить маневр, требуются дополнительные усилия, дополнительные затраты горючего, а это невыгодно.
Выбирая «обувку» для автомобиля на зиму, следует обращать внимание не только на наличие шипов, но и на рисунок протектора и сплав, из которого изготовлена резина. Хорошо выбирать протектор с большим количеством желобков для стока воды, что обеспечит лучший контакт с дорогой при снеге. При этом лучше отдавать предпочтение шинам с высоким профилем. В любом случае глубина протектора для зимней резины не должна быть менее 4 мм.
Всесезонная же резина хоть и экономически выгодна, однако подходит далеко не для всех регионов. «Всесезонка» обеспечивает безопасное движение при температурах до -15º С максимум, при более низких температурах она теряет свою эластичность, подобно летней, и ездить на ней становится небезопасно.
Что будет, если ездить на неподходящей резине?
Если не переобуться вовремя и продолжать ездить на летней резине зимой, то риск попадания в аварию повышается в разы. Однако стоит заметить, что до настоящего времени ответственность за данное нарушение действующим законодательством не предусмотрена.
Сейчас наказать автолюбителя могут только за эксплуатацию изношенной зимней резины, у которой глубина протектора составляет менее 4 мм в самом истертом месте. Езда на такой резине в зимние месяцы при снеге или гололеде рассматривается как нарушение ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ (Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена), за что может быть назначен штраф в размере 500 рублей либо предупреждение.
Стоит отметить, что такое положение дел может измениться в самое ближайшее время. На рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект о введении штрафов за использование шипованной резины летом и летней резины зимой. Если закон будет принят, он вступит в силу 1 сентября 2017 года.