Экспертное сообщество: говорить о завершении реформы системы подготовки водителей пока рано

С 1 сентября 2016 года вступили в силу новые правила сдачи экзаменов на права, а сама реформа подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами длится уже более трех лет. Однако эксперты, собравшиеся на недавнем II Конгрессе автошкол России «Итоги трех лет реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами», прошедшем 23 декабря 2016 года в ОП РФ, сошлись во мнении, что до ожидаемых результатов еще очень далеко.

В настоящее время разрабатываются поправки в ПДД для начинающих водителей, а глава ГИБДД приводит удручающую статистику. 

Только за 10 месяцев 2016 года на дорогах России произошло 142,5 тысячи аварий с пострадавшими. В них погибло 17 000 человек. В прошлом году произошло 184 тысячи аварий, а погибло 22 000 человек за аналогичный период времени. Конечно, отмечается снижение аварийности, но все равно: 86,7% аварий произошло потому, что водители не соблюдали ПДД. В 8% аварий виновниками выступили начинающие водители, а это 9 829 аварий, в которых погибло 828 человек.

Между автошколами и ГИБДД налаживается взаимодействие на правовой основе. Проект приказа МВД России «Об утверждении Порядка взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и направления экзаменатора» разработан и проходит процедуру согласования.

В проекте прописаны условия, при выполнении которых теоретическую часть экзамена и «площадку» можно сдавать не в ГИБДД, а в автошколах, и поэтому профессиональное сообщество экспертов ратует за скорейшее принятие поправок.

Экспертное сообщество: говорить о завершении реформы системы подготовки водителей пока рано

При этом мониторинг новых правил показал, что они требуют доработки. Так, на Конгрессе руководитель экспертной группы при Комиссии по безопасности Мосгордумы Евгений Скворцов заявил, что проблема недобросовестных организаций (автошкол) не решена. И это при том что введена обязанность получать заключение ГАИ о соответствии материально-учебной базы школ установленным требованиям.

На самом деле после получения заключения никакого контроля не предусмотрено, и автошколы могут делать все, что заблагорассудится, а именно: заключать фиктивные договоры аренды, использовать для приема экзаменов не соответствующие нормативам площадки и т.д.

Как сообщает портал ГАРАНТ.РУ, необходимо изменить содержание самих программ подготовки водителей, а также и критерии оценки навыков кандидата в водители при проведении экзамена. То есть важно, чтобы водитель имел реальные навыки вождения, а не просто владел теорией, убеждены участники конгресса.

Эксперт-консультант в сфере подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения НКО «Союз автошкол Москвы» Андрей Финкель считает, что нужно сократить количество часов, отведенных на изучение предмета «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» (16 ч).

Он полагает, что задача водителя при ДТП — поддержать потерпевшего в жизнеспособном состоянии до приезда скорой помощи, не более.

Зато на изучение оформления европротокола, которое может понадобиться в любой момент, отводится минимум времени. В итоге начинающие водители не только мало знают о европротоколе — некоторые вообще не помнят ничего о столь важной информации.

Предлагается включить в программу обучения блок знаний, посвященных так называемому «осознанию опасности». Подразумевается, что водителей будут учить оценивать дорожную ситуацию и вырабатывать необходимую реакцию. Такой опыт успешно применяется в Европе (Великобритании, Франции, Финляндии и др.) следующим образом: кандидату предлагается определенный сценарий, и он должен пошагово описать свои действия.

Еще одна инициатива — введение ограничений для начинающих водителей. В частности, обсуждалось снижение скоростного режима, запрет на вождение в темное время суток в течение 2 лет с момента получения прав. Отметим, что эти две поправки в ПДД уже одобрены Правительством РФ, сообщил председатель правления НКО «Союз автошкол Москвы» Александр Ачкасов.

Ученый секретарь АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» Галина Быкова отметила, что в ряде европейских стран выдается сперва пробное водительское удостоверение, которое предусматривает некоторые ограничения, а затем, по достижении определенного возраста, — полное (в Германии – в 21 год, в Австралии – в 23).

Эксперты также указали, что дистанционное обучение — задел на будущее, это очень удобно, особенно для людей с ограниченным возможностями. Тем более что автошколы примерно в 30 регионах России вообще не принимают на обучение людей с инвалидностью. Происходит это потому, что автопарки просто не включают транспорт с ручным управлением.

Эксперты подчеркивают, что главной задачей профессионального сообщества является не попытка обучить водителей идеальному знанию ПДД, а научить их безукоризненно ориентироваться в реальной дорожной ситуации, что приведет к минимизации аварийных случаев.

Роман Золотарёв

Комментарии закрыты.



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн