Россия остается одной из немногих стран мира, где детей при перевозке в автомобиле разрешается фиксировать не только автокреслами, но и ремнями.
Поручение Владимира Путина — внести поправки в закон о перевозке детей — не выполнено по сей день, пишет «Российская газета» со ссылкой на члена рабочей группы Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения Наталию Летову.
Эксперты предлагают не только уделить внимание законодательным нормам, но и запустить социальную рекламу, а также ужесточить наказания для родителей, которые будут игнорировать правила перевозки детей.
Корреспондет «Российской газеты» изучил законодательство Великобритании, и именно этот опыт, по мнению экспертов, не помешало бы внедрить в России. Как гласит статистика ГИБДД, за 10 месяцев 2016 года в России 6,7 тысячи детей в возрасте до 12 лет получили травмы, а 273 ребенка погибли из-за того, что были неправильно пристегнуты. И проблема тут вовсе не в халатном отношении родителей. Согласно закону в России, ребенок может быть пристегнут ремнями или «иными устройствами», а также посажен в автокресло. На практике это означает, что можно посадить ребенка практически в любую конструкцию и просто пристегнуть ремнями. Можно применять адаптеры и бустеры (накладки), которые нивелируют давление ремня на грудь. При этом динамические испытания, проведенные государственным научным центром «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» совместно с российским Красным Крестом, показали, что в случае аварии даже на скорости в 46 километров в час эти механизмы не защитят ребенка от травм.
Мало того, такие устройства сами могут травмировать, да еще и не подлежат сертификации.
Что делать в случае таком?
О ситуации было доложено президенту Владимиру Путину на Госсовете. Именно он поручил устранить из законодательства термин «иные устройства», а также разработать параметры, которые определяли бы, в каком случае ребенок должен ехать в специальном детском кресле, а в каких — может быть пристегнут обычным ремнем безопасности.
«В итоге МВД разработало законопроект, которым, с одной стороны, вычеркнуло «иные устройства» из законодательства, а с другой — определило, что с помощью детских удерживающих устройство (ДУУ) должны быть пристегнуты ребята в возрасте до семи лет, а начиная с этого возраста их должны удерживать в машине обычные ремни безопасности», — рассказала Наталия Летова.
Вариант не устроил экспертов и представителей профильных ведомств, поскольку это предложение не соответствует общемировым и европейским стандартам безопасности, продолжает эксперт.
В итоге принятие поправки к закону оказалось в подвешенном состоянии, и решение до сих пор не принято.
Как обстоят дела в Великобритании?
Система, которая применяется в европейской стране, отточена до мелочей. Там применяют два вида удерживающих устройства. Для деток от 0 до 3 лет — специальные автокресла. А для детей от 3 до 12 лет используются сидения, на которых можно пристегиваться обычными ремнями безопасности. После наступления 12-летнего возраста ребенок пристегивается, как и взрослый, обычным ремнем.
Эту информацию предоставил Стив Кэмсли, замдиректора по вопросам безопасности британской организации IntraVires, которая в том числе занимается обучением полицейских. Стив —бывший офицер полиции и сотрудник Правительства Великобритании, принимавший участие в разработке законов по безопасности дорожного движения.
При этом в Британии учитывается рост ребенка. Если в 9 лет, например, ребенок достиг роста 153 см, то он уже может ехать в машине, как взрослый.
Помимо этого, в стране действуют правила, которые обеспечивают безопасность перевозки детей в машинах.
Первое правило: безопасные сертифицированные удерживающие устройства
В Великобритании следят за тем, какие удерживающие устройства продаются на рынке. Там просто невозможно купить автокресло сомнительного качества, и уж тем более такие устройства не найти на рынках. Изделия продаются только в сертифицированных магазинах, а за продажу несертифицированного товара несут уголовную ответственность как производители, так и продавцы.
Предъявляются жесткие требования к ремням и подушкам безопасности.
Креслам присваиваются «звездочки», которые демонстрируют их уровень. Одна звездочка маркирует устройства, которые выполнены с учетом всех требований Госстандарта. Две звездочки — кресло с улучшенными характеристиками. Три звезды — кресла повышенной комфортности. Чем больше звезд, тем удобнее, качественнее и многофункциональнее товар. Но следует отметить, что кресел, которые могли бы представлять опасность, в Британии не продается вообще.
Второе правило: образование родителей
Родителей в обязательном порядке просвещают, зачем нужны автокресла, как ими пользоваться. Применяется социальная реклама, вставки сюжетов в сериалы, где герои, например, погибают, если не используют автокресла.
«Вообще, информационные, образовательные кампании построены так, чтобы человек по их итогам, не пристегиваясь сам или не пристегивая ребенка, думал, что поступает плохо. Это как с курением. У людей уже сформировано понимание, что курение на публике — это плохо. И взяв в руки сигарету в общественном месте, человек сразу понимает, что делает не то, и останавливается», — говорит Кэмсли.
Также обучают школьников, которые и сами в дальнейшем следят, чтобы правила соблюдали их родители.
Третье правило: жесткие штрафы и наказания
Про уголовную ответственность производителей уже сказано. Но есть и штрафы для нарушителей, которые неправильно перевозят детей. Работает балльная система. Тот, кто набрал 12 пунктов, лишается прав. Потом он должен будет заново сдавать экзамены и получать права. Но если после этого водитель снова совершает нарушение, штраф резко увеличивается. Затем последуют более жесткие курсы с психологическими «триллерами», где водителям покажут, как выглядят разбитые автомобили, погибшие и искалеченные в авариях люди. Такой моральный прессинг быстро заставляет нарушителей пересматривать свое отношение к выполнению требований закона, говорит Кэмсли.
Что касается штрафов, то система также довольно эффективно продумана. Если ребенок неправильно зафиксирован в машине, штраф составит примерно 100 фунтов (по курсу на 25.01.2017 г. — примерно 7 390 рублей). Другие нарушения штрафуются на 250 фунтов (примерно на 18 478 рублей по состоянию на 25.01.2017 г.).
При этом полицейский может и не выписывать штраф самостоятельно, а оставить это на усмотрение суда, если решит, что штрафа для нарушителя мало. А уже в суде могут наложить штрафы просто космической величины: до миллионов фунтов. Плюс изъять машину и поставить ее на штрафстоянку, а то и вовсе продать с аукциона или пустить в утиль.
Эксперты считают такие меры более чем разумными, предлагают перенять кое-что из зарубежного опыта и внедрить в российское законодательство новые нормы.
Роман Золотарёв
новое всегда пробивает себе дорогу с большим трудом, когда-то жители городов массово протестовали против первых автомобилей- перед ними шёл специальный человек и дудел в дудку и махал красным флагом, чтобы все разошлись, не было ПДД и понятия «проезжая часть», теперь протестуют против высоких технологий, пройдёт сто лет, машины на автопилотах ездить будут, никто и не вспомнит, что кто-то когда-то был против, бедные вымрут, богатые останутся- так страна автоматически станет богатой. остается лишь надеяться, что новые меры всё же будут приняты и они помогут спасти больше детских жизней, чем ушедший 2016 год…