Шлагбаумная война: москвичи третий год судятся из-за парковочных мест во дворах

В столице жители дворов, где установлены шлагбаумы, третий год ходят по судам и не могут найти компромисс. Как пишет «Ъ», власти, дав возможность упрощенной установки шлагбаумов, даже не подозревали, к чему это приведет.

Ситуаций, которые не мог предсказать никто, образовалось множество.

История номер один

Так, врач частной стоматологической клиники American Russian Dental Center, Давид Мелконян, не первый месяц борется с жителями дома на Садовой-Кудринской улице, которые отгородили въезд во двор и буквально терроризируют врача, постоянно нанося урон его автомобилю. Врач и сотрудники клиники ставят автомобили во двор, пользуясь универсальными ключами, а жители царапают и пачкают их машины. В итоге разъяренный врач попытался выломать шлагбаум.

Видео с записью произошедшего мигом разлетелось по соцсетям и федеральным каналам. Мелконян позднее обещал возместить ущерб жителям двора. Однако он сетует, что ему не дают парковаться во дворе, даже если машин нет. И так обстоят дела почти в каждом дворе, огражденном шлагбаумом: жители судятся с теми, кто, по их мнению, посягает на их права.

Суть ситуации

Не так давно глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов заявил о том, что жители московских дворов, которые хотят обозначить места для парковок, могут защищать дворы шлагбаумами. Власти сообщили, что с 2015 года жители могут получать денежную компенсацию от префектур районов (по 50 000 рублей на один шлагбаум), если направят коллективное обращение при установке шлагбаумов. При этом должен быть обеспечен беспрепятственный проезд во двор автомобилям спецслужб (скорой помощи, МЧС и так далее).

В настоящее время защищено лишь 10% дворовых территорий, в остальных дворах яблоку упасть негде: избыток машин создает настоящий транспортный коллапс. Иными словами, проблема стоит достаточно остро.

Столичные власти предложили нововведение, когда появились платные парковки, чтобы москвичи действовали по аналогии. Предполагалось, что, если автомобилисту будет негде парковаться, он не будет пользоваться автомобилем вообще, а поедет на метро. Однако водители вовсе не собираются отказываться от возможности использовать личный транспорт.

Почему водители идут в суды?

Устанавливать шлагбаумы можно на придомовых территориях, которые могут примыкать к общей дороге, не являющейся собственностью домовладельцев. При этом часть шлагбаумов, установленная по разрешению одних инстанций, сносится силами других.

«Немало случаев, когда найти хозяина шлагбаума вообще невозможно,— рассказывает адвокат АНО «Экспертный центр «Консультант» Сергей Воронин. — Это самая простая история: тогда ограждение можно просто спилить без суда».

А если владелец есть, но есть недочеты в документации, суд принимает решение убрать ограждение. Так же некоторые шлагбаумы сносятся по велению властей города, например, при капремонте.

Как говорит президент СРО «Совладение» Александр Павленко, создается ощущение, что беспрерывный процесс установки и сноса шлагбаумов выгоден властям.

«Во многих случаях ограничение проезда на территории около дома — это чистая лотерея и игра с законом,— продолжает тему Воронин.— Придомовая территория действительно является коллективной собственностью жильцов дома, но дорога внутри двора — это уже общегородская собственность. Если не повезет, шлагбаум смогут легко убрать при обращении в суд или без него».

Как утверждает эксперт, судебные прения по поводу установки шлагбаумов начались в 2014 году, как раз когда власти дали установку ставить их во дворах. Решение об установке должны были подтвердить 51% собственников в многоквартирном доме, не меньше.

Шлагбаумная война: москвичи третий год судятся из-за парковочных мест во дворах

История номер два

Некоторые ситуации, связанные с установкой шлагбаумов, и вовсе напоминают театр абсурда.

«В нашем дворе шлагбаум простоял меньше месяца,— рассказывает Екатерина, жительница Гагаринского района.— В доме завелся активист — Сан Саныч, который твердо решил оградить наш двор, несмотря на то что у нас в целом не было проблем с парковкой. О том, что результаты голосования по шлагбауму подделаны, что сам Сан Саныч возглавил совет дома незаконно, жильцы говорят на внутренних форумах дома, но по-настоящему бороться с активистом всем лень. В итоге Сан Саныч собрал с каждой машины по 5 тысяч рублей, добился установки шлагбаума. Соседний дом, которому этот шлагбаум перегородил проезд, обратился в суд, и его снесли. Теперь Сан Саныч трясет с нас деньги на адвоката, чтобы судиться с управой и вернуть шлагбаум. А тех, кто не сдаст, опять грозится не пускать».

Юристы утверждают, что такого права у активиста, конечно же, нет. Любой жилец может подать иск в суд, и шлагбаум либо снесут, либо заставят активиста выдать ключи даже тем, кто вообще не платил за установку.

История номер три

Жильцы дома в Кузьминках судятся с управляющей компанией, которую обвиняют в незаконном обогащении.

«Жильцы дома договорились сдать с каждой квартиры по 2,5 тысячи рублей на установку шлагбаума и затем ежегодно перечислять по 1,2 тысячи рублей за эксплуатацию,— рассказывает Сергей Крылов, гендиректор юридической компании «Дельта консалтинг», представляющей интересы жителей в судебном споре. — Однако вскоре возникла серьезная проблема: шлагбаум стали сносить через день. Дом находится около метро, трафик там очень плотный, много машин и пешеходов».

В итоге с жителей снова стали собирать деньги: на установку камер наблюдения, на монтаж шлагбаума и его укрепление. Но и это оказалось бесплодными инвестициями. Жителям  это надоело, к тому же местные кафе, кофейни и прочие заведения вообще отказались вносить средства, а территориями для парковки своих авто тем не менее пользовались.

Шлагбаумная война: москвичи третий год судятся из-за парковочных мест во дворах

Судятся и судятся…

В столичных судах находится около 150 дел, связанных с установкой шлагбаумов. Примерно половина из них касается сноса ограждения, если жители и столичные водители, а также жители соседних территорий не могут договориться.

Так, например, в Куркино, шлагбаум отрезал проезд к школам и детскому саду, и родителям приходилось идти пешком до учреждений почти полкилометра.

«Мы сначала пытались договориться с жителями домов, которые установили шлагбаумы, о кратковременном въезде,— рассказывает активный участник этой истории Вадим Малышко.— Но в этих домах случайно или по совпадению жили те самые депутаты, которые согласовывали эти шлагбаумы. И они ни в какую не захотели с нами договариваться. Рассказывали о пользе пеших прогулок».

После бесполезных дискуссий активисты обратились в суд. Суд удовлетворил жалобу, но исполнение решения все равно затянулось:

«Несмотря на решение суда, шлагбаумы почему-то так и не стали сносить. Мы обратились в префектуру, в управу. В итоге шлагбаумы и сейчас стоят, хотя со стороны одного дома, правда, всегда открыты. Там жители перестали платить деньги за содержание шлагбаумов и охрану. Но другой проезд закрыт, там судебное решение, видимо, никому не указ»,— возмущен Малышко.

При этом в похожей ситуации в Пресненском районе суд сохранил ограждения. Причем ситуация выглядит настолько нелепо просто потому, что людям не удалось договориться.

В Пресненском районе, в доме 4 по Большой Декабрьской, сейчас установлено 5 шлагбаумов. Из них встык друг к другу, а ключи от каждого в введении у разных людей. Активистка из этого дома Наталья Журнавлева сетует: «Идея-то была нормальная: чтобы по выходным у нас не парковались посетители Ваганьковского кладбища. Но привело это к форменному идиотизму». Люди начали не только вешать дополнительные замки на шлагбаумы, но и беспрестанно ругаться.

Шлагбаумная война: москвичи третий год судятся из-за парковочных мест во дворах

В одном из московских дворов судится с активистами, которые устанавливают шлагбаум во дворе, сам житель дома, недовольный ненужными ему поборами.

Но и это еще полбеды. Как только улажен вопрос со шлагбаумами, начинается война за лучшее парковочное место внутри дворовых территорий. Так, например, в жилом комплексе «Маршал» на улице Рыбалко застройщик вместе с управляющей компанией попробовал ввести платную парковку во дворе — по 300 рублей в день. Жители возмутились как против платы, так и против установки шлагбаума в принципе. Теперь шлагбаума во дворе просто нет.

В других домах, где есть платная подземная парковка за 350 рублей в сутки, территория паркинга пустует. Зато на наземной парковке стоят машины в несколько рядов, несмотря на то, что занимают уже совсем не ту территорию, что предназначена для паркинга. Охранники не обращают на это внимания, понимая, что проблема не решится даже с помощью закона: эвакуатор в забитый машинами двор просто не проедет.

Шлагбаумная война: москвичи третий год судятся из-за парковочных мест во дворах

Как будет развиваться ситуация с парковками в дальнейшем, пока непонятно, но очевидно, что «нерезиновая» столица уже не выдерживает такого количества автомобилей, и проблему нужно решать совсем иными способами, нежели просто вводить ограничения на право занять место под солнцем.

Роман Золотарёв

Добавить комментарий