В России повысили утилизационный сбор на автомобили, грузовики и прицепы. Ранее СМИ пугали разными цифрами сбора за утилизацию. По самым смелым предположениям его могли увеличить на 125% — таким способом Минпромторг хотел защитить отечественных производителей автомобилей от высокой конкуренции с иномарками. Теперь стало известно, что сбор увеличился на 15–90 процентов и будет действовать для автомобилей, которые сошли с конвейера внутри страны или пересекли границу после полуночи 1 апреля 2018 года.
Если ко времени въезда машины в Россию вопросов нет — оно зафиксировано в документах, то со временем схода авто с конвейера может возникнуть спорная ситуация, считают эксперты. По факту автомобиль может быть собран и выпущен 31.03.2018, но сопроводительные документы на него будут готовы 1.04.2018, и он попадает уже под новые правила исчисления утилизационного сбора. Специалисты расходятся во мнениях, что будут делать с такими «пограничными» автомобилями, и надеются, что сбор будет рассчитан верно.
С 1 апреля 2018-го владелец автомобиля с двигателем объемом до литра заплатит 33 тысячи рублей, от 1 до 2 литров — 84 тысячи, от 2 до 3 литров — 126 тысяч рублей. Для авто с двигателем объемом более 3 литров ставка сбора останется без изменений.
Для грузовиков утильсбор зависит от массы — от 14,25 тысячи рублей для авто до 2,5 тонны. И от 41,85 тысячи — для грузовиков, фургонов и автосамосвалов массой свыше 12 и до 20 тонн.
Сам утилизационный сбор не имеет прямого отношения к государственной программе по утилизации автомобилей. Его смысл — компенсация государством сбора отечественным производителям и отсутствие такой компенсации производителям иностранным, если у них нет заводов в России. В итоге, сбор призван побудить иностранные компании открывать свои производства в нашей стране.
Эксперты считают, что необходима прямая связь утилизационного сбора и утилизации автомобиля. Сейчас не прописаны сроки эксплуатации машины, ответственные за утилизацию лица и многие другие важные моменты. Пока что эти сборы, помимо стимуляции иностранных компаний, служат решению проблемы дефицита бюджета — за 4 года существования сбора казна пополнилась на 400 миллиардов рублей.
Евгений Солдатенко