Из-за подорожания автомобилей и автозапчастей россияне стали аккуратнее ездить
В России на фоне сложной геополитической ситуации и санкций ускорился рост цен на новые автомобили. Кроме того, наблюдается рост стоимости обслуживания автомобилей, а также дефицит отдельных видов автозапчастей. Все эти социально-экономические изменения напрямую повлияли на поведение водителей на дороге.
Как отмечается в исследовании, проведенном аналитическим центром НАФИ и экспертным центром «Движение без опасности» (имеется в распоряжении РБК), в сложившейся ситуации большинство россиян стали более аккуратно управлять автомобилем, чтобы снизить вероятность ДТП и ремонта в последующем. При этом треть респондентов (33%) заявили, что стали реже пользоваться личным автомобилем, а москвичи готовы отказаться от автомобиля в пользу других видов транспорта чаще, чем жители других городов (40% против 32%).
Половина опрошенных рассчитывает сэкономить на новых шинах (43%) и обслуживании (42%). При этом молодые водители 18-24 лет (53%) и автовладельцы-мужчины (46% против 33% среди женщин) чаще других выражают намерение сэкономить на обслуживании автомобиля).
Наконец, две трети российских автомобилистов (62%) считают, что стали более бдительными на дороге из-за боязни попасть в аварию. По их словам, это связано со значительным удорожанием ремонта автомобилей и трудностями с поиском автозапчастей.
«Для автовладельцев все острее встает проблема технического обслуживания и ремонта, в том числе гарантийного. Не исключено, что в ближайшее время дилеры столкнутся с невозможностью выполнения своих обязательств по гарантийному обслуживанию, а ремонт автомобилей, гарантийный срок которых истек, будет затруднен из-за отсутствия автозапчастей», — пояснил директор исследований в сфере туризма и транспорта Аналитического центра НАФИ Ирина Иванкова.
В конце февраля-начале марта в связи со сложной геополитической обстановкой в мире несколько крупных иностранных автоконцернов объявили о заморозке своей деятельности в России. В результате автодилеры заявили о нехватке новых автомобилей. Кроме того, водители столкнулись с серьезной проблемой нехватки запчастей на импортные автомобили.
По данным экспертного центра «Движение без опасности», средний ущерб в результате ДТП в единице автопарка на начало 2020 года составил 47 000 рублей за автомобиль возрастом около 2 лет. Ущерб тому же флоту в 2022 году составил 75 652 рубля. При этом стоимость запчастей увеличилась в 1,5-2 раза.