5 апреля 2022 года ВАЗ-2121 «Нива» отмечает свое 45-летие. За годы, прошедшие с начала серийного производства, было построено почти 2,5 миллиона таких внедорожников. Об истории этой модели ходит много легенд, поэтому мы обратились к первоисточнику, который рассказал, как создавался автомобиль, ставший прообразом всех современных кроссоверов.
Кто придумал «Ниву»
Известно, что сама машина создавалась коллективом, в который входили конструктор Валерий Семушкин, главный конструктор Владимир Соловьев, главный конструктор Петр Прусов, конструктор Лев Вихко и главный испытатель Вадим Котляров. Круг авторов «Нивы» понятен, чего нельзя сказать о ее названии, породившем различные слухи и домыслы, не имеющие ничего общего с реальностью. Вот что говорит об этом Петр Прусов:
«История этого названия восходит к 1974 году, когда дизайнер Валерий Семушкин предложил название «Нива» для подачи заявки на регистрацию международной торговой марки. Эта версия также имела критику, так как название «Нива» в СССР использовалось для отечественного комбайна. — Про комбайн все забудут, а машина останется, — возразил Семушкин.
Его основные аргументы в защиту нового названия были следующими: «Нива» — короткое благозвучное слово в русском языке, вызывающее положительные ассоциации; близкие по звучанию слова есть в английском, немецком, французском, испанском, японском, чешском, польском языках; слова в созвучии с «Нива» в других языках обозначают самые мирные вещи: сад, поле, горизонт. Выборы были утверждены. Товарный знак одобрен. Так ВАЗ-2121 стал называться «Нива»»
На предсерийных версиях внедорожника, разумеется, шильдика не было. Но когда в 1973 году один из прототипов был представлен на обозрение руководителям СССР, на его борту была выбита соответствующая надпись, нанесенная краской. После создания СП GM-АВТОВАЗ завод лишился прав на название, из-за чего модель была переименована в Lada 4×4. Вернуть имя внедорожнику удалось лишь спустя 18 лет — в 2020 году АВТОВАЗ купил его вместе с правами на Chevrolet Niva и долей GM в американо-российском концерне.
Родоначальник класса
То, что АвтоВАЗ создал уникальную для своего времени модель, ставшую прообразом современных кроссоверов, — это не ура-патриотизм, а реальный факт. Создатели «Нивы» впервые на внедорожнике такого класса применили несущий кузов, независимую переднюю подвеску и передние дисковые тормоза. Постоянный полный привод также был новым: типично для внедорожников той эпохи главная ведущая ось была задней, а передняя включалась при движении по бездорожью (классический неполный рабочий день). На Ниве всегда задействован полный привод.
В отсутствие прямых конкурентов «Нива» завоевала популярность не только в СССР, но и за рубежом, на долгие годы став локомотивом вазовского экспорта. В отдельные периоды за границу уходило до 2/3 всех объемов производства тольяттинских внедорожников. «Нива» стала хитом в Германии, Франции, Финляндии и других странах. Для Японии и Англии в 80-х выпускалась праворульная модификация. Всего экспортные рынки насчитывали около сотни стран, куда было отгружено более 700 тысяч этих внедорожников. В ряде государств (Эквадор, Греция, Украина, Казахстан) автомобиль собирали из машинокомплектов.
Модификации и обновления
За 45 лет «Нива» обрела множество версий и модификаций. Завод серийно выпускал 5-дверные версии (они были на полметра длиннее стандартной Нивы), а также 3-дверки с удлиненной колесной базой. Внедорожник послужил основой для создания первого минивэна Lada — модели «Надежда».
Кроме того, на шасси «Нивы» строились пикапы, бронированные инкассаторские машины, болотоходы, спецавтомобили для полиции, медицинской службы и спасательных формирований. Были и уникальные проекты — от армейской амфибии до циркового вагона, в котором по арене разъезжают дрессированные медведи.
Модель также прошла два этапа модернизации: в 1993 и 2009 годах. Менялись ходовые качества и «начинка» внедорожника, но стиль оставался прежним. Последний этап обновления пришелся на 2019 год, когда «Нива» получила рестайлинговый интерьер и новое имя «Нива Легенда». Передняя панель модели была полностью обновлена – появился новый блок климат-контроля.
Комбинация приборов получила новый дизайн, белую подсветку и бортовой компьютер с расширенным функционалом. Также была проведена работа по повышению комфорта внедорожника: для снижения вибраций были использованы новые опоры двигателя и улучшенный пакет шумо- и виброизоляции.
Производство
На протяжении четырех десятков лет технология крепления «Нивы» не менялась. Но в 2017-2018 годах сварка, покраска и сборка автомобилей переместились в новые цеха. Если раньше сварка кузовов была преимущественно ручной, то сейчас она автоматизирована на 54%. Качество и стабильную геометрию кузова обеспечивают 80 роботов. Технология покраски также автоматизирована – в цехе четыре роботизированных комплекса.
Процесс сборки переработан по современным методикам, когда для автомобиля предварительно формируется необходимый комплект, который отодвигается в сторону сборочной линии: это позволяет оператору не тратить время на поиск нужной детали.
Процесс заправки технологическими жидкостями также автоматизирован. Антифриз, фреон для кондиционера, масло гидроусилителя и тормозная жидкость закачиваются в специальные установки, предварительно вакуумирующие систему, что исключает образование воздушных пробок.
Наряду с Granta, Niva остается одной из наименее зависимых от импортных комплектующих для моделей АВТОВАЗа.
5WHEEL — Отзывы — 05.04.2022 в 11:30