Пешеход всегда прав. Но не всегда жив — Водитель всегда виноват, а пешеход?

Полезное

Пешеход всегда прав. Но я не всегда живу

Представьте: по городу едет машина, водитель следит за дорогой, не превышает скорость, не нарушает правил. И вдруг, откуда ни возьмись, из-за припаркованной машины выскакивает пешеход, который так торопился, что не смог пройти и 20 метров до перекрестка или светофора… Визг тормозов, удар, и здоровье одного было загублено, а жизнь другого. На самом деле с большой долей вероятности водитель сядет в тюрьму, потому что в таких случаях очень и очень сложно доказать, что виноват пешеход.

К сожалению, на самом деле такие истории случаются на российских дорогах чаще, чем кажется. Только в Москве в 2020 году 69% ДТП с пешеходами произошло из-за перехода дороги в неположенном месте. Огромное количество трагедий можно было бы предотвратить, если бы пешеходы просто соблюдали правила дорожного движения. Но, как показывает практика, не всегда достаточно апеллировать к здравому смыслу людей. Предприниматель, общественный деятель Дмитрий Давыдов в своем проекте «20 идей для развития России» представил решение, которое поможет повысить ответственность пешеходов и значительно снизить количество ДТП с их участием. Если, конечно, инициатива будет замечена и поддержана на федеральном уровне. Предложение может быть реализовано в короткие сроки, если власти того пожелают. Если не появится.

Водитель всегда виноват, а пешеход?

Вопрос об ответственности пешеходов изначально вызывает споры. Люди без машин явно винят в авариях водителей: мол смотрят на приборы, ездят пьяные, а страдают пешеходы. И конечно безответственных водителей на дорогах уже хватает.

Но люди, управляющие транспортным средством, знают, что рассеянный пешеход, выскочивший на дорогу в сумерках или под дождем, в условиях плохой видимости, – это кошмар для любого водителя. Какой бы хорошей ни была реакция человека, машина не затормозит мгновенно и последствия для всех могут быть самыми серьезными.

Истина, как всегда, где-то посередине. Хотя больше аварий происходит по вине водителей, пешеходы тоже вносят весомый вклад в печальную статистику. В 2020 году в России было зафиксировано 38 716 наездов на пешеходов. Этот вид ДТП занимает второе место по травмоопасности после автомобильных столкновений.

Наиболее частой причиной ДТП по вине пешехода в 2020 году является переход дороги вне пешеходного перехода в его зоне видимости с последующим переходом дороги в неустановленном месте с переходом в зоне видимости, нахождение на проезжей части без цели перехода Это. Еще 13,1% заболевших — это те, кто перебежал улицу на красный свет.

Читаем интересное:   Новый большой кроссовер Mazda CX-60 стал самым мощным серийным автомобилем в истории японской марки

Интересна и статистика, которую приводит Госавтоинспекция за 2017 год. Если по вине водителей произошло 19 676 аварий, то пешеходы рядом с ними «ушли» в 13 698 случаях. Примечательно еще одно: если посмотреть на фатальные происшествия, то здесь, как ни удивительно, виноваты чаще всего были не автовладельцы. По собственной неосторожности погибло 2335 человек (65% от общего числа), по вине водителей погибло 1467 человек.

Конечно, автомобиль — средство повышенной опасности, и водитель должен быть втройне осторожен на дороге. Ваш спрос должен быть намного выше, и это правильно. В 2010 году Верховный суд РФ постановил, что в ситуациях, когда водитель наезжает на пешехода, перебежавшего улицу с нарушением правил дорожного движения, ответственность остается за автомобилистом. Если пешеход выживает, водитель возмещает ущерб, причиненный его здоровью. В случае его смерти он оплачивает расходы на похороны и компенсирует моральный вред родственникам, кроме того, может быть привлечен к уголовной ответственности. Фактически была установлена ​​презумпция виновности водителя.

Но вряд ли это сильно облегчит жизнь пешеходам, пострадавшим или даже погибшим по собственной неосторожности. Люди должны помнить, что хотя закон на их стороне, они еще не бессмертны. Потому что иногда волосы на голове шевелятся от фото, когда мама переходит улицу метрах в 50 от перекрестка, глядя в свой смартфон, а впереди в метре катает малыша на самокате или велосипеде без педалей.

Хорошо, если такие дела заканчиваются благополучно. Но достаточно посмотреть отчеты Госавтоинспекции или тематические подборки на YouTube, если нервы на пределе, чтобы понять, что это не всегда так.

30 сентября на севере Санкт-Петербурга около 21:00 автомобиль Nissan Tiida сбил 63-летнего мужчину. Изначально сообщалось, что мужчина был сбит на пешеходном переходе, но, как показывает видеорегистратор, который, к счастью, был у водителя, прямо на дорогу со стороны заправки выскочил мужчина в темном. Водитель не мог заранее заметить и притормозить. Мужчина отделался переломом таза.

29 октября в Новосибирске мужчина решил перебежать 8-полосное шоссе (!) вне зоны пешеходного перехода. Два ряда водителей пропустили его, сослужив медвежью услугу, а третий не заподозрил опасной ситуации и продолжил движение вперед, естественно, не видя «бегуна». И всего за несколько минут поиска в Интернете можно найти множество таких случаев.

Нарушителей нужно знать в лицо

Конечно, не менее серьезная тема для дискуссий — ответственность водителей (кстати, в рамках проекта «20 идей» тоже есть инициативы, направленные на усиление контроля за лихачами).

Читаем интересное:   Уже и подержанные машины стоят запредельных денег: покупать сейчас или ждать когда подешевеет?

Пешеходы, по закону, выходят легче. Как указывает Дмитрий Давыдов, обосновывая свою инициативу, действующее законодательство предусматривает предупреждение или штраф в размере 500 рублей, если это не препятствует движению транспортных средств, и штраф в размере 1000 рублей, если помеха была создана. Штраф может увеличиться до 1500 рублей, если причинен вред здоровью легкой и средней степени тяжести. Только в случаях совершения ДТП с тяжкими последствиями пешеходу грозит лишение свободы на срок до семи лет.

Но если автомобилисты хотя бы получают штрафы за нарушения, то и пешехода можно поймать, разве что он перейдет дорогу в неположенном месте, прямо возле поста ГИБДД. В любом другом случае на халатность пешеходов, рискующих жизнью ради сэкономленных нескольких минут, закрывают глаза. И совершенно напрасно.

И здесь мы возвращаемся к идее Дмитрия Давыдова. Бизнесмен предлагает воспользоваться мировым опытом и ввести автоматические штрафы для пешеходов, использующих видеокамеры с распознаванием лиц. «Такие камеры, в первую очередь, должны быть установлены на оживленных перекрестках и в тех местах, где фиксируются наиболее частые нарушения пешеходов. Если правонарушение было зафиксировано впервые и не мешало движению транспорта, то в качестве меры пресечения и в качестве альтернативы автоматическому штрафу предлагаем направить нарушителя на обязательное прохождение специально разработанного для этого онлайн-курса по ПДД . . В этом случае, система может автоматически направлять нарушителю инструкции о прохождении онлайн-курса на основе государственных электронных ресурсов и инструкции об уплате штрафа в случае отказа нарушителя от прохождения курса в установленный срок. За любые последующие нарушения после прохождения курса мы предлагаем автоматически выписывать штраф», — поясняет Давыдов в предложении.

Эта практика уже применяется во многих странах мира. Например, в китайском городе Шэньчжэнь человеку, пойманному камерой на переходе не той улицы, тут же приходит смс со штрафом. Кроме того, власти не ограничиваются финансовым воздействием, но применяют и моральные рычаги: на перекрестках устанавливаются мониторы, на которых отображается фото правонарушителя, его имя, фамилия и государственный идентификационный номер. Так сказать, чтобы страна знала своих «антигероев».

Аналогичная система распознавания лиц есть в китайском городе Цзинань, но пешеходам не только выписывают билеты, им предоставляется возможность заплатить штраф, пройти онлайн-курс по правилам дорожного движения или помочь полицейскому с регулировкой движения в течение 20 минут. После внедрения системы количество правонарушений пешеходов сократилось с 200 до 20 случаев в сутки на оживленном перекрестке.

Читаем интересное:   Эмбарго на поставку в Россию дорогих автомобилей японского производства может быть введено со следующей недели

Дорога с двусторонним движением

Мы, конечно, не китайцы, но, по словам автора «20 идей», технически Россия к реализации таких мер готова. Наша страна входит в тройку мировых лидеров по количеству установленных видеокамер после Китая и США, а МВД уже активно внедряет систему распознавания лиц для борьбы с преступностью и правонарушениями.

Этим летом стало известно, что власти работают над созданием государственной информационной системы «Национальная платформа видеонаблюдения», которая объединит в «единую цепь» камеры со всей России. Разработка системы и установка новых камер обойдутся в 250 миллиардов рублей и займут пять лет.

Если такая система разрабатывается, власти должны использовать ее максимально эффективно, на благо общества. А по опыту последних лет, наладить такую ​​систему и внести необходимые изменения в законодательство будет совсем не сложно, если будет политическая воля.

Можно заранее предсказать, что если мы начнем вводить автоматическую систему распознавания лиц и штрафовать пешеходов-нарушителей, то начнутся вопли о том, что Большой Брат следит за нами и вообще это нарушение прав человека.

Вот только введение камер для автоматической регистрации нарушений ПДД водителями по всей стране, пешеходы ничуть не страдают. Особенно, когда снижается аварийность в зонах видеонаблюдения. Например, в Московской области общее количество ДТП в районах измерения средней скорости за 2020 год снизилось на 45% по сравнению с 2019 годом, количество погибших и травмированных уменьшилось на 4%.

«Распространение системы автоматической видеозаписи на пешеходов также кажется логичным шагом для уменьшения правонарушений со стороны этих участников дорожного движения. Когда для борьбы с нарушениями пешеходов будут развернуты видеокамеры нового поколения, появится новый весомый сдерживающий фактор», — пишет Давыдов.

Если человек знает, что его автоматически оштрафуют за переход улицы в неположенном месте или проезд на красный свет, он дважды подумает, прежде чем нарушать правила. А в идеале полностью избавиться от такой зависимости. Все-таки безопасность на дорогах — это улица с двусторонним движением, простите за каламбур, и за нее отвечают не только водители, но и пешеходы.

СВПРЕССА — 27.03.2022 в 08:40



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн