Гаджет повышенной опасности — Смартфоны опаснее, чем водители-«камикадзе»

Полезное

Ученые сделали невероятное открытие: оказывается, эволюция человека не остановилась, а вышла на следующий этап. На смену Homo Sapiens, человеку разумному, пришла новая стадия: Homo Smartphonicus, человек со смартфоном. Конечно, на самом деле это шутка, но, как и во всех шутках, в ней есть доля правды. Мобильные телефоны занимают все большее место в нашей жизни. По статистике, россияне проводят в гаджетах в среднем 4,3 часа в день. И хотя смартфоны, как и другие современные технологии, безусловно, облегчают нашу жизнь, они требуют новых привычек, правил поведения и даже законов.

Практически сразу после появления смартфонов стало ясно, что прилипание к устройству и вождение — вещи несовместимые. Дорожные службы по всему миру сообщают, что каждые 8-10 аварий происходят из-за того, что водитель смотрит на экран, а не на дорогу. Проблема в том, что не только водители, но и пешеходы, а также велосипедисты, самокатчики и другие владельцы персональных средств передвижения (СИМ) отвлекаются на социальные сети и видео с котиками. Но в отличие от водителей, которым грозит штраф за такое поведение, все остальные участники дорожного движения не несут за это никакой ответственности. По мнению общественного деятеля, автора проекта «20 идей развития России» Дмитрия Давыдова, это упущение необходимо исправить как можно скорее.

Между тем, за первые 10 месяцев 2021 года на российских дорогах произошло 27 995 наездов на пешеходов, в результате которых пострадали 26 169 человек и 2 886 человек погибли. Количество ДТП с участием велосипедистов выросло с 5 247 в 2017 году до 5 750 в 2020. В этом году впервые опубликована российская статистика ДТП с участием электросамокатов. Выяснилось, что за семь месяцев 2021 года произошло 266 таких ДТП, в которых погибли восемь человек, в том числе ребенок. Не все эти случаи связаны со смартфонами, но это дополнительный и широко распространенный фактор риска, и если упреждающие меры могут снизить аварийность на дорогах и спасти не одну жизнь, принятие соответствующего закона не следует откладывать.

Читаем интересное:   Тест-драйв Isuzu Mu-X. У Toyota Fortuner и Mitsubishi Pajero Sport появился очень серьезный конкурент

Гаджет повышенной опасности

На первый взгляд смартфон в руках пешехода не так уж и опасен. Ведь человек, в отличие от автомобиля, не является средством повышенной опасности. В случае с велосипедами и самокатами уже все не так просто, но можно и посмеяться над роликами, на которых, например, велокурьер уставился в смартфон и на полном ходу влетел в столб: Чарли Чаплин отдыхает.

На самом деле, нет причин смеяться. Как выяснили канадские ученые в 2020 году, смартфоны стали причиной травм на дороге пешеходов в восемь раз больше, чем в 2004 году. Число людей, отвлекающихся на гаджеты при переходе улицы, достигает 45%. СМС-сообщения оказались наиболее опасными: люди, участвующие в переписке, гораздо реже смотрели по сторонам и не замечали, что машина движется прямо на них. Просмотр веб-сайтов и социальных сетей имеет аналогичный эффект.

Смартфоны опаснее водителей-камикадзе

Разговор по телефону не так опасен, но имеет и неприятные последствия: увеличивает время перехода улицы, отвлекает людей от светофоров и снижает внимание.

Аналогичные данные китайские исследователи получили годом ранее. По их данным, 61% пешеходов со смартфоном не оглядываются перед началом движения, тогда как среди пешеходов без смартфона этот показатель составляет 31%. Пользователи устройств в два раза чаще нарушают правила пересечения перекрестков, чем люди без устройств. Каждый пятый пешеход со смартфоном начинает переход с опозданием и, как следствие, многие из них не успевают вовремя перейти улицу.

В случае с велосипедистами и самокатами, особенно с электросамокатами, которые в последнее время уже стали предметом бурных общественных дебатов, все это можно возвести в несколько степеней. Тем не менее, транспортные средства, которые могут развивать скорость до 30-80 километров в час, требуют тех же правил вождения, что и легковые автомобили.

Читаем интересное:   Автомобилистам рассказали, когда можно не останавливаться по требованию инспектора ГИБДД

Смартфоны опаснее водителей-камикадзе

В сети много примеров аварий, которые произошли именно из-за того, что велосипедист или самокат смотрел на смартфон, а не вокруг него. И, к сожалению, это не всегда случайности, которые можно отнести к категории «Смешные видео». Например, в прошлом году 53-летний житель Калининграда на велосипеде не заметил выезжающую со двора машину, потому что в момент столкновения смотрел в свой смартфон. В итоге вместо того, чтобы кататься на велосипеде, он попал в больницу.

Конечно, это не только российская проблема. Например, в Японии запрет на использование смартфонов при вождении двухколесных транспортных средств был зафиксирован после нескольких аварий со смертельным исходом в 2017-2018 годах, когда велосипедисты сбивали пешеходов, отвлекаясь на устройства.

Закон для смартфонов

Неудивительно, что все больше стран мира начинают вводить правила и штрафы за использование смартфонов при переходе улицы. В 2019 году в китайском городе Цзясин ввели штраф до 50 юаней (580 рублей) за пользование мобильным телефоном, а также за игру и розыгрыш при переходе улицы. С 2018 года в Литве действует закон, согласно которому пешеходы должны избегать отвлекающих действий, в том числе использования мобильных устройств, при переходе улицы; за нарушение предусмотрен штраф в размере 20-40 евро (1700-3400 рублей).

Смартфоны опаснее водителей-камикадзе

В июле 2019 года Нидерланды начали штрафовать велосипедистов на 95 евро (7900 рублей) за езду с мобильным электронным устройством в руках. За первые шесть месяцев было выписано 21 327 штрафов данного вида. В Израиле штраф за использование мобильного телефона на велосипеде составляет 1000 шекелей (23 300 рублей). За такое же правонарушение в Германии велосипедиста оштрафуют на 55 евро (4600 рублей).

Читаем интересное:   Китайские компании уже не дадут Западу вернуться на российский авторынок

Представители Госавтоинспекции и даже Всемирной организации здравоохранения постоянно призывают пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения не пользоваться устройствами во время движения, но, как показывает практика, полагаться только на благоразумие людей не всегда оправдано. Если почитать комментарии на форумах, то есть немало недоброжелателей этой идеи, утверждающих, что хотят «свалить» всю ответственность за аварию на пешеходов. Но не совсем понятно, почему, собственно, люди, которые подвергают свою жизнь и жизнь других людей риску из-за нежелания соблюдать элементарные правила, не должны нести юридическую ответственность, как это делают водители.

Поэтому Дмитрий Давыдов предлагает установить штраф за использование мобильных электронных устройств для пешеходов при переходе дороги, а также для велосипедистов и пользователей других симок. Важно понимать, что это не наказание ради наказания.

Смартфоны опаснее водителей-камикадзе

«Такой шаг предупредит общественность об опасности использования смартфонов на дорогах. Положение закона будет противодействовать формированию опасной привычки, особенно у подрастающего поколения. Люди будут меньше отвлекаться на разговоры, текстовые сообщения, социальные сети, видео и другие действия, находясь в зонах повышенного риска. Пешеходы будут быстрее переходить дорогу, что даст преимущество автомобилистам», — пишет общественный деятель.

Кстати, в вышеупомянутом исследовании канадских ученых говорится, что каждый пятый старшеклассник отвлекается на смартфон, переходя улицу. И чаще всего молодые люди в возрасте до 30 лет попадают в несчастные случаи из-за брекетов. Так что формирование привычки правильно переходить улицу – это не пустые слова. Ну а кроме снижения аварийности на дорогах у инициативы есть еще одно преимущество: средства, собранные с нарушителей, предлагается направить на обустройство более безопасных пешеходных переходов и улучшение инфраструктуры для передвижения на велосипедах, самокатах, моноциклах и других самоходных транспортных средствах транспортные средства в городах

СВПРЕССА — 27.03.2022 в 05:20

Добавить комментарий