Раздел 1 — Общие положения

ПДД РФ Таблица штрафов
Правила дорожного движения Российской Федерации

Действующая редакция

 Раздел 1Раздел 2

 

Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:[ad#tel]

    "Автомагистраль" — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

    "Автопоезд" — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

    "Велосипед" — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

    "Водитель" — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

    "Вынужденная остановка" — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

    "Главная дорога" — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

    Введен с 20 ноября 2010 года.
    "Дневные ходовые огни" — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

    "Дорога" — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

    "Дорожное движение" — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

    "Дорожно-транспортное происшествие" — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    "Железнодорожный переезд" — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

    "Маршрутное транспортное средство" — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

    "Механическое транспортное средство" — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

    "Мопед" — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

    "Мотоцикл" — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

    "Населенный пункт" — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
     
    "Недостаточная видимость" — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
     
    Было до 20 ноября 2010 года.
    "Обгон" — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.
    Стало с 20 ноября 2010 года.
    "Обгон" — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

    "Обочина" — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

    Введен с 20 ноября 2010 года.
    "Ограниченная видимость" — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

    "Опасность для движения" — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного проишествия.

    "Опасный груз" — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

    Введен с 20 ноября 2010 года.
    "Опережение" — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

    "Организованная перевозка группы детей" — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

    "Организованная пешая колонна" — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

    "Организованная транспортная колонна" — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.[ad#kasko]

    "Остановка" — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

    "Пассажир" — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

    "Перекресток" — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

    "Перестроение" — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
     
    "Пешеход" — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

    "Пешеходный переход" — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.11.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

    "Полоса движения" — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    "Преимущество (приоритет)" — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

    Введен с 20 ноября 2010 года.
    "Препятствие" — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

    "Прилегающая территория" — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

    "Прицеп" — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

    "Проезжая часть" — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
     
    "Разделительная полоса" — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

    "Разрешенная максимальная масса" — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

    "Регулировщик" — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

    "Стоянка" — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

    "Темное время суток" — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
     
    "Транспортное средство" — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
     
    "Тротуар" — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном.
     
    "Уступить дорогу (не создавать помех)" -требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
     
    "Участник дорожного движения" — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.[ad#tel]

 
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

см. → Общие обязанности водителей

Подписаться
Уведомить о
guest
13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ольга
ольга
13 лет назад

Добрый день!Слышала,что теперь обязательно водителям стаж вождения которых менее 2-х лет,вывешивать знак на заднее стекло.Это правило уже вступило в силу?И какие штрафные санкции за неисполнние?Заранее спасибо!

см. — Знак «Начинающий водитель«

Кот
Кот
13 лет назад

Здравствуйте!
Существует ли такое положение в новых ПДД или будет принято, что при передвижении за рулём транспортного средства, водителю запрещается курить, и есть ли какая-нибудь мера наказания за это?

Игорь
Игорь
13 лет назад

В каких случаях необходим путевой лист, и чем это регламентируется. Ситуация — работник предприятия по доверенности ездит на легковом автомобиле предприятия.

Сергей
Сергей
13 лет назад

добрый день!
Меня интересует вопрос: если стоит знак обгон запрещён, проезжая часть разделена осевой ширина полосы движения позволяет произвести опережение попутного транспорта не совершая манёвра и не выезжая на полосу встречного движения, как это будет рассматриваться нарушение ПДД или нет?
Заранее благодарю.

марина
марина
13 лет назад

Подскажите пожалуйста, машина без пройденного ТО была буксирована (на гипкой связке) в гаи для снятия с учета, в итоге на посту гаи были останолены выписали штраф и забрали намера на сколько это было правомерно со староны сотрудников гибдд? ( все пункты правил буксировке были соблюденены) про наличие или отсутствие то в правилах ничего не сказано)

Олеся
Олеся
13 лет назад

Добрый день! Подскажи пожалуйста, имеет ли право сотрудник ГИБДД при исполнении быть свидетелем? В каком разделе правил ПДД это прописывается? Имеет или не имеет?
С уважением, Олеся.

Андрей
Андрей
13 лет назад

Здравствуйте!
Меня лишили по ст.12.15.4 на 4 месяца. Но машина для меня единственное средство дохода. Возможно ли изменить наказание?
Заранее спасибо, Андрей.

Виталий
Виталий
13 лет назад

Добрый день! Водитель нашей организациии при движении с пропуском в приделах третьего кольца г.Москва нарушил рядность движения. Имеет ли право сотрудник Гибдд изъять пропуск за такое нарушение? С уважением, Виталий.

Андрей
Андрей
13 лет назад

Добрый день.
Вопрос о ТО. Можно ли проходить ТО в Москве если автомобиль зарегистрирован в другом регионе.

Михаил
Михаил
12 лет назад

Здравствуйте,не могли бы вы подсказать может ли сотрудник ДПС оштрафовать или забрать мопед при нарушении правил, и каком разделе ПДД это прописывается?

Крылов Юрий Геннадьевич CПБ
Крылов Юрий Геннадьевич CПБ
12 лет назад

Театральная пл. Перекресток ул. Глинки и Декабристов. По загоревшейся зеленой стрелке светофора повернул направо. Оказался на стоянке, остановился. По декабристов только движение мне на встречу. Впереди бетон столбы, кирпич. Развернулся, отобрали права. Здесь противоречие между сигналом светофора и знаком движение толоко прямо. Будет ли оно истолковоно в мою пользу.

Александр Юрьевич Кутепов
Александр Юрьевич Кутепов
11 лет назад

картинка20
Я пересек улицу с односторонним движением под углом примерно 15 градусов влево от оси примыкания на парковку к магазину. Знака 3.1 за перекрестком нет. Мне в протоколе записали: » нарушил требование знака 5.7.1 повернул налево и двигался во встречном направлении ответственность за которое предусмотрена ст.12.16.3 , хотя я не двигался а стоял перед парковкой (это я зафиксировал на фото)

Андрей - Петропавловск-Камчатский
Андрей - Петропавловск-Камчатский
11 лет назад

Добрый день! Сегодня попал в ДТП при следующих условиях:
Двигаюсь прямо по дороге, с левой стороны которой парковочные места машин и собственно машины, с правой стороны — жилые здания, магазины, предприятия, кроме того, под прямым углом к проезжей части также припаркованы машины. Ширина проезжей части позволяет встречным машинам без проблем разъезжаться даже в зимних условиях (сугробы, припаркованные машины, плохая очистка дорог и т.д.). Передо мной с правой стороны имеется проулок, ширина которого позволяет двигаться только одной машине, одновременный разъезд встречных исключен. Интенсивность движения через проулок в разы меньше, чем по дороге, по которой двигаюсь я, при этом знаки приоритета отсутствуют. Из проулка выезжает автомобиль, увидев меня, водитель останавливается и тут же продолжает движение мне наперерез с поворотом налево. Несмотря на небольшую скорость (15-20 км/ч) и предпринятое торможение произошло столкновение (сработала АБС, под колесами лед со снежной кашей). Инспектор признал виновным меня, т.к. на пересечении проезжих частей, не обозначенных знаками приоритета, я имел помеху справа, которую обязан был пропустить. На мое возражение, что я двигался по главной дороге, а выезд из проулка (с прилегающей территории) является второстепенной, ответил, что в правилах данный случай не регламентирован. В то же время, в п. 1.2. четко определено понятие главной дороги и прилегающей территории. Кто прав в данной ситуации?

13
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x