Колесные диски. Способы производства

Существуют три основные технологии производства «правильных» колес – литье, катание, ковка – и два основных материала для них – алюминий и магний. Как правило, соотношение между ними в исходном материале такое: около 75% алюминия, 20% магния и 5% различных других легирующих присадок. Рассказывают, что в СССР выпускали магниевые и титановые колеса, где часть магния или титана была весьма высокой. Магний очень легкий, поэтому и колесо из него выходило просто невесомым, но при этом баснословно дорогим и даже опасным. Инженеры, которые помнят те времена, поговаривают, что магний искрился, если задеть бровку на высокой скорости. Кроме того, у магния еще один враг – коррозия. Поэтому даже гораздо меньшие части магния в составе колеса требуют специального покрытия для защиты от нее. Обычно такая защита состоит из трех слоев (грунтовки, краски и лака) и обусловливает необходимость использования специальных грузиков при балансировке колес. При установке колесные диски не прижимаются к ободу металлическими зажимами, а требуют специального крепления. В наше время большая часть легкосплавных колес изготовляется на основе алюминия.

Литье
Самый простой способ производства легкосплавного колеса – литье. В подготовленную форму заливают расплавленный состав. А после остывания производят механическую обработку, убирают облой, заусеницы. В общем, доводят колесо «до ума». Преимущества такого способа: относительная дешевизна и простота производства, возможность получения сложного рисунка, удовлетворяющего любые дизайнерские изыски. Недостатки: неоднородность состава, возможное наличие пор в материале, для выявления которых нужно проводить рентген-контроль каждого колеса, хрупкость (такое колесо при ударе просто может лопнуть). В последнее время продажа колес, не прошедших сертификацию и контроль по определенным правилам и тестам, включающим в себя и проверку крепости колеса, запрещена.

Читаем интересное:   ВОЖДЕНИЕ ЗА ГОРОДОМ — как мотоциклисту избежать аварий на дороге: инструкция для байкеров (от новичка до опытного)

Колесные диски

Катание
Чтобы удовлетворить запросы взыскательных клиентов тюнинговых ателье, применяют другой способ производства колес – катание. Он позволяет сделать так, чтобы ступица и спицы как бы пружинили и не были слишком жесткими, а вот обод, наоборот, очень твердым. Заготовка для катания изготовляется с помощью литья. Но сам обод колеса имеет толщину раза в два больше, чем необходимо, т. е. получается колесо с нужным нам рисунком спиц, но с узким и толстым ободом. Затем колесные диски отправляются на специальный станок, где обод «выкатывают» роликами, постепенно увеличивая его ширину. Таким образом получают катаное колесо. Оно дороже, нежели обычное литое, но значительно крепче, что помогает избежать его раскалывания.

Как отличить такие колеса от литых и не купить литье по цене более технологичных колес? Есть простой способ: необходимо провести кончиком ногтя по наружной стороне обода. Так можно почувствовать «гребенку», которая обусловлена тем, что обод катали. Но бывает, что эффект «гребенки» дает и нанесенная краска с лаком, но они создают маленькие неровности, а на раскатанном ободе такие неровности больше и лучше чувствуются.

Читаем интересное:   Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра

Ковка
При изготовлении кованых колес применяется специальный пресс – он должен иметь давление в 50–60 тыс. т. Таких прессов в мире три, а все кованые колеса самых разных брендов производятся в одном месте – в России, на прессе ВСМПО. Отличия, конечно же, есть – у разных производителей свои секреты приготовления состава, из которого куется колесо, и свои размеры заготовок. Такие колеса прочнее, например, литых благодаря другой молекулярной структуре металла. В литом диске в структуре хаос и имеются поры. В кованом молекулы металла как бы вытянуты по одной линии и сильно сжаты, при этом поры с воздухом отсутствуют. Поэтому в теории, если взять одинаковые колеса, изготовленные методом литья и ковки, тяжелее окажутся кованые! Ведь на единицу объема у них больше молекул металла. Но в то же время они более прочные, и их можно делать с более тонкими спицами и ободом. Так, минимальная толщина обода для ковки – примерно 3 мм, для литья – около 5 мм. За счет этого и получается выигрыш в массе кованого колеса перед литым. Такие диски не лопаются и не трескаются при ударе. Зачастую они даже не гнутся, как металлические. Кроме того, кованое алюминиевое колесо намного более стойкое к коррозии, нежели литое, и лак на него наносится лишь на всякий случай да для красоты.

Читаем интересное:   Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра

Колесные диски

Как отличить кованые колесные диски? Основное отличие: рисунок спиц такого колеса не может быть сложным, а сами спицы должны быть выполнены «прямоугольными», т. е. с ровными стенками. Это обусловлено технологией: в заготовке для такого колеса вместо спиц – один сплошной металл, по которому уже «по месту» вырезается все лишнее, и таким образом получаются спицы и отверстия.

Выбирая – помни!
В гонке за легкостью важно не перестараться и руководствоваться элементарным здравым смыслом. На рынке можно найти очень легкое колесо известного производителя, с тонкими спицами и ободом, которое согласно испытаниям и всем мыслимым сертификатам может выдержать массу автомобиля. Но в реальности это колесо легко повредить и смять даже на незначительных ухабах и при довольно слабых ударах в подвеску, например на крупной брусчатке.

Автор: Екатерина Вишнякова



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн