На рынке можно встретить около десяти разновидностей его конструкций. Но приобретать первую попавшуюся модель не стоит: для каждого типа кузова существуют оптимальные варианты. Сегодня мы расскажем о том, какие виды этих устройств существуют, о плюсах и минусах различных типов, о некоторых правилах использования подъемных механизмов.
Прокол колеса — неприятность, от которой не спасет ни идеальное техническое состояние автомобиля, ни солидный водительский стаж. Понимая опасность подобного происшествия, мы добровольно оснащаем свои транспортные средства домкратами, хотя ПДД не требуют его обязательного наличия в машине.
Отечественный или импортный?
Покупая новый отечественный или импортный автомобиль, в придачу к нему вы получаете домкрат от фирмы-производителя машины. Иначе говоря, хай-лифт приспособлен для работы с автомобилем данной массы и конструкции кузова. Однако это еще не означает, что работа будет комфортной и продуктивной. Учитывая все нюансы конкретной модели автомобиля, производитель не может предугадать особенностей его потенциальных пользователей.
Виды
На авторынках можно встретить несколько разновидностей хай-лифтов. Они различаются грузоподъемностью, принципом действия, ценой, массой, площадью опорной тяги (устойчивостью), надежностью сборки и качеством материалов, начальной и максимальной высотой подъема, величиной и источником усилий, которые необходимо приложить для поднятия машины, и другими параметрами.
По принципу приведения в действие подъемного механизма домкраты делят на механические, гидравлические и пневматические. Основные разновидности механических — винтовые и ромбические хай-джеки.
Винтовой домкрат знаком нашим водителям уже тридцать лет. Эти конструкции были заимствованы у итальянских автомобилестроителей вместе со схемой производства «Жигулей». Несмотря на столь почтенный возраст, они и сегодня популярны и востребованны: некоторые новые российские машины укомплектованы такими механическими хай-лифтами. Винтовой домкрат — достойное сочетание цены и качества. С его помощью опытный водитель без труда поднимет машину, стоящую на ровной твердой поверхности, на высоту, необходимую для мелкого ремонта.
Классический вариант винтового домкрата предназначен для «Жигулей» и других легковых автомобилей с похожими техническими характеристиками. Для «Нивы» существует специальная модификация (более высокая, с большим рабочим ходом), поменять задние колеса у российского внедорожника с помощью классической модели не удастся. Сегодня на рынке можно встретить модернизированную версию классического винтового домкрата — рычажный винтовой хай-джек: начальная высота меньше, конечная высота подъема — больше (подходит как для «Жигулей», так и для «Нивы»), для подъема требуются значительные усилия.
Складные ромбические и полуромбические (сочетание рычажной и ромбической конструкций) домкраты также относятся к механическим. По сравнению с винтовыми, они обладают большей грузоподъемностью — 1000–1500 кг. Удобство при эксплуатации таких хай-лифтов заключается в наличии у них широкой опорной площадки, которая придает большую устойчивость поднятому автомобилю. Ромбические хай-джеки имеют малую начальную высоту, что позволяет использовать при поднятии мост автомобиля. Для таких случаев в комплект со складным домкратом входят дополнительные удлиненные рукоятки.
Ромбические и полуромбические домкраты имеют относительно невысокую прочность: при падении поднятого автомобиля такой хай-джек наверняка сломается, зато кузов останется невредимым. Вес подобных складных конструкций — 2,5–3,5 кг, цена — 250–300 руб.
Гораздо большей грузоподъемностью обладают гидравлические домкраты — 2500–5000кг. Они работают за счет давления, которое образуется в результате перекачки масла. Для того чтобы поднять автомобиль с помощью такого механизма, серьезных усилий прикладывать не придется, достаточно давления в 5–7 кг. А вот для приведения конструкции в первоначальное состояние потребуется давление минимум в 10 кг. Да и сильные морозы могут затруднить эксплуатацию гидравлического хай-лифта.
Гидравлические домкраты отличаются существенной первоначальной высотой и требуют бережного отношения к себе. При этом они достаточно устойчивы. Перевозить подобные хай-джеки можно только в вертикальном положении (в противном случае масло может вытечь). Их вес составляет 4–5 кг, стоимость колеблется в пределах $40–50.
Что выбрать?
На рынке можно встретить различные модификации основных конструкций домкрата, особенно иностранного производства. При выборе следует учитывать вес своего автомобиля, тип его кузова, свои физические возможности и опыт эксплуатации машины.
Покупая новый автомобиль, вы наверняка получите механический домкрат. Для опытного водителя со средними физическими возможностями он вполне приемлем. С его помощью можно не только сменить и/или перебортировать колесо, но и вытащить машину, если она попадет в грязевой, снежный или песчаный занос. Для этого необходимо по очереди поднять каждое колесо и подложить под него доски, ветки и тому подобное. С такой задачей данное устройство вполне справится, и тратиться на другое вовсе не обязательно.
Если же вы покупаете легковую машину, в которой домкрата нет, то советуем выбрать гидравлический телескопический хай-джек. Модели этой конструкции легко поднимут автомобиль весом 2000 кг и больше на высоту 15–20 см. Он подойдет также и водителю-женщине.
Автор: Екатерина Вишнякова