По решению Верховного Cуда Российской Федерации, компенсация по ущербу транспортному средству будет выплачиваться пострадавшим в рамках существующего Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», далее — «закон об ОСАГО». При этом размер ущерба могут определить только аккредитованные организации. Подробные разъяснения по сложившейся судебной практике дала «Российская газета», ссылаясь на выводы Верховного Суда РФ.
Верховный Cуд определил, что ущерб будет считаться только по единой методике, которая утверждена Центральным банком Российской Федерации. Это означает, что износ также будет учитываться при определении суммы страхового возмещения.
Таким образом, в том случае, если суммы, выплаченной страховой компанией, оказалось недостаточно, других возможностей для покрытия полной стоимости ремонта автомобиля у водителя не будет.
Как отмечает «Российская газета», ранее практика была несколько иной. Так, в том случае, если водитель пострадал в ДТП, то он требовал возмещения убытков у страховой компании, которая, в свою очередь, ограничена существующим законом об ОСАГО, определяющим максимальный размер страхового возмещения. В том случае, если полученные средства не окупали полностью затраты на восстановительный ремонт транспортного средства, автовладелец имел право потребовать дополнительных выплат. Однако зачастую пострадавшие не знали, куда им обратиться.
В таких случаях претензии автовладельцев решались в суде. До настоящего времени решения по таким делам, как правило, принимались в пользу заявителя. Однако после разъяснений Верховного Суда РФ отстоять права на полную компенсацию затрат на восстановительный ремонт не удастся никому.
СПРАВОЧНО
Причина кроется в поправках к закону об ОСАГО. Согласно п.4, ст.12.1 закона об ОСАГО «Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника. Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Более того, сама оценка, согласно п.3, ст. 12.1 закона об ОСАГО должна быть проведена в соответствии с единой методикой, утвержденной ЦБ России. («Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2014 N 34245).
В этой методике присутствует коэффициент износа узлов и агрегатов. Отдельно отметим, что данный критерий не распространяется на системы безопасности автомобиля.
Напомним, что статья 12.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ.
Таким образом, пострадавший имеет право требовать со страховой компании виновника ДТП выплаты возмещения в пределах сумм, которые установлены законом об ОСАГО. На данный момент максимальный размер выплаты составляет 400 тысяч рублей.
В том случае, если стоимость ремонта транспортного средства превышает максимально допустимую сумму компенсации ущерба, с виновного можно взыскать дополнительную сумму, которая также рассчитывается в соответствии с единой методикой с учетом коэффициента износа деталей, агрегатов и узлов автомобиля.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
По мнению Игоря Уфимцева, директора Российского Союза Автостраховщиков, решение Верховного Суда РФ поставит точку в спорах относительно выплаты страхового возмещения.
Однако не все эксперты, опрошенные «Российской газетой», с ним согласны. Так, по мнению редактора журнала «За рулем», юриста Сергея Смирнова, в том случае, когда речь идет о возмещении причиненного ущерба при ДТП, следует руководствоваться статьей 15 ГК РФ. В ней, в частности, сказано, что пострадавший в аварии имеет право на полное возмещение ущерба, если другое не предусмотрено договором или законом.
Пострадавший в аварии имеет право на полное возмещение причиненного ущерба, и это право не зависит от закона об ОСАГО. Таким образом, и коэффициенты износа применяться не могут.
Однако, по словам Льва Воропаева, юриста, ранее в России не было проведено анализа судебной практики по этому вопросу, а сами суды принимали решение по наитию: или требовали полного возмещения вреда, или с учетом износа. В то же время, сейчас суды стали более строго относиться к заключениям экспертов-техников. В том случае, если организация, предоставившая заключение, не внесена в соответствующий реестр, то заключение не будет принято во внимание. Разъяснения, данные Верховным Судом, поставят точку в спорах относительно выплаты компенсации.
Напомним, что в Госдуме рассматривают законопроект о включении в страховое возмещение стоимости ремонта авто, включая услуги на ремонт.
Никита Федюнин
Ну хоть убейте, не понятно мне. Например, повреждён в аварии радиатор. Износ у него по мнению экспертов 50%. Мне выплачивают 50% от его стоимости в магазине. Т.е. при восстановлении я новый купить не могу, надо укладываться в стоимость б/у-шного? Или мне кто-то продаст его с 50% скидкой?! Куда снова смотрим, законодатели?!?! Может пора уже бить в колокол и как-то коллективные заявления начать подавать на страховщиков? Не знаю просто, как реализовать свое право на защиту. А так, если в каждом регионе суды завалить такими заявлениями, может хоть тогда толк будет. Хотя может и наивно как-то получается. В общем, печально это всё, когда бездумно принимают решение и пытаются нагреть карманы на человеческом горе (((