В Подмосковье может быть сорван крупнейший в России контракт на установку 1 тысячи дорожных камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. Концессионное соглашение оказалось под угрозой срыва потому, что исполнитель, компания «МВС Групп», до сих пор не приступила к исполнению обязанностей, поскольку не смогла найти средства на реализацию проекта. Об этом «Газете.Ru» сообщил близкий к руководству компании-концессионера источник.
В марте 2016 года правительство Московской области заключило рекордное по объемам финансирования концессионное соглашение о создании и обслуживании системы контроля безопасности дорожного движения. Соглашение было заключено сроком на 12 лет.
Согласно условиям договора, «МВС Групп» должна установить на подмосковных автомобильных дорогах более 1 тысячи автоматических комплексов фотовидеофиксации, а также создать центр обработки данных. Кроме того, концессионер обязался модернизировать, эксплуатировать и обслуживать около 230 уже имеющихся в Московской области дорожных комплексов.
По условиям контракта вплоть до окончания срока действия договора компания получала бы от государства 233 рубля с каждого штрафа, выписанного на основании данных дорожных камер. Предполагается, что в среднем за время действия контракта в бюджет бы поступило 125 млрд рублей от штрафов фиксации ПДД с новых камер, а «МВС Групп» получила бы 60 млрд рублей (с учетом средних показателей по выписывающимся штрафам с дорожных комплексов в течение срока соглашения).
Создать систему планировалось к марту 2017 года.
Однако, судя по последним данным, контракт может быть сорван, поскольку «МВС Групп» до сих пор не нашла инвесторов и не приступила к реализации проекта.
Почему так произошло?
Изначально в «МВС Групп» предполагали, что договор концессии будет финансировать ООО «Национальная компьютерная корпорация» (НКК). Компания является одним из флагманов на российском рынке в сфере IT. Но решение вкладывать средства до сих пор не принято, а НКК осталась техническим партнером «МВС Групп» (хотя в НКК этот факт не подтвердили). Предполагаемый объем инвестиций в проект составляет 5 млрд рублей. Так утверждают опрошенные эксперты. Подмосковные чиновники называли чуть большие цифры: на создание сети камер потребовалось бы, по их мнению, 4 млрд рублей, а еще по 2 млрд рублей в год уходило бы на обслуживание. Таким образом, общие затраты концессионера на проект составили бы 26—27 млрд рублей за весь срок действия проекта.
В НКК отрицают, что рассматривали возможность стать инвесторами проекта, но подтверждают, что готовы заняться проектированием системы.
Деньги на проектирование «МВС Групп» могла бы получить от одного из казенных учреждений Московской области, сумма не уточняется, но затраты на проектирование эксперты оценивают максимум в 100 млн рублей. Однако весной 2016 года подмосковные чиновники утверждали, что ни рубля казенных денег на проект потрачено не будет, а все затраты на создание системы лягут на плечи концессионера.
Отметим, что на реализацию проекта у компании остается чуть более полугода: условия концессионного соглашения обязывают «МВС Групп» завершить создание системы и запустить ее в работу максимум через 53 недели после заключения контракта, который был подписан в марте 2016-го.
Между тем различные структуры дорожно-транспортной сферы предоставляют противоречивые сведения. Так, в пресс-службе Центра безопасности дорожного движения Московской области заявляют, что основные работы по реализации соглашения ведутся согласно графику, а концессионер успевает все выполнить в установленные сроки. Ранее, в марте 2016 года, в пресс-службе подмосковного Мининвеста «Газете.Ru» заявляли, что проблем с финансированием проекта у концессионера нет.
Источник же в транспортном комплексе Московской области рассказал, что идет только подготовительная работа в рамках договора концессии. А источник, близкий к руководству «МВС Групп», заявляет, что компания в связи с отсутствием инвестирования якобы готовит допсоглашение к контракту. Согласно ему сроки, в которые будет создана система, продлятся еще на год.
Представители компании «МВС Групп» никак не комментируют ситуацию. Ни совладельцы «МВС Групп» Александр Гусев и Вячеслав Симоненко, ни техдиректор компании Сергей Белкин, ни руководитель проекта автоматической фиксации нарушений ПДД компании Иван Брец на связь с журналистами не вышли.
Аналитик компании IST-Budget Ян Хельм считает, что продлить договор концессии могут по закону, но если в ФАС решат, что основания недостаточные, то концедент (правительство Московской области) имеет право найти другого концессионера-исполнителя.
Некоторые факты, подливающие масла в огонь
По данным базы Kartoteka.ru, Симоненко стал соучредителем «МВС Групп» (ему принадлежит 20% доли в уставном капитале) совсем недавно. В выписках из ЕГРЮЛ он появился в июле 2016 года. Одновременно Симоненко является владельцем долей в размере 20% в УК ООО «Алагер», а оно выиграло тендер на аренду и обслуживание 500 дорожных комплексов в Москве. Примечательно, что остальной долей ООО «Алагер» владеет компания «1С», выручка которой в прошлом году составила более 35 млрд рублей. Экспертов «Газеты.Ru» насторожил тот факт, что при наличии таких партнеров Симоненко, как совладелец «МВС Групп», не смог найти инвесторов для реализации договора концессии.
Эксперты полагают, что теоретически проблем с финансированием вообще не должно было возникнуть, поскольку еще на этапе подачи заявок на конкурс все участники должны были предоставить финансовый план, в котором были указаны источники и объемы финансирования проекта. Конкурсная комиссия на основании этого плана могла убедиться, что у потенциального концессионера проблем с инвесторами и выполнением контракта не возникнет.
При этом в марте 2016 года чиновники МО заверяли представителей «Газеты.Ru», что концессионное соглашение будет выставлено на сайте комитета по конкурентной политике Московской области. Однако документ на сайте найти так и не удалось.
Конкурс на право заключения соглашения по установке камер проходил со скандалом. Кроме «МВС Групп» заявки на участие в тендере подавали компания «Ситроникс-КАСУ», инвестиционное товарищество «МСК-СИП», в которое входит компания «Строй Инвест Проект», ранее получавшая большинство контрактов в регионе на поставку и обслуживание автоматических комплексов. Заявки обоих претендентов конкурсная комиссия отклонила по разными причинам. «МСК-СИП» подало жалобу в ФАС, заявив, что требования конкурса создают преимущества для одной компании, при этом создают ограничения для участия других. ФАС жалобу приняла, а предписаний не выдала никаких. Товарищество «МСК-СИП» подало исковое заявление по решению тендерной комиссии в суд, но суд его не удовлетворил.
Компания «МВС Групп», как сообщает «Коммерсантъ», косвенно связана с похожей по названию компанией, которая принадлежала экс-министру связи Леониду Рейману, бывшему главе «Норникеля» Владимиру Стржалковскому и другим известным лицам. Ранее же «МВС Групп» обслуживала камеры на Кубани, а именно в это время произошел скандал со штрафами, выписанными за нарушения, которые не совершались.
Напомним, что в июле 2016 года вступил в силу закон, в соответствии с которым установка комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД на дорогах и ж/д переездах стала обязательной.
Роман Золотарёв
Да и слава Богу, пусть этот проект вообще даже в ход не будет пущен, а просто спущен в унитаз под веселый аккомпанемент сливного бачка) Нахрен им камеры в Подмосковье? Возьмите инвесторов, наберите этот миллион камер и поставьте их в Москве! Вот где нужны фиксаторы на каждом шагу, именно здесь каждую минуту кто-то в кого-то въезжает, а разборок потом на полгода. В Подмосковье и жители-то не такие борзые, иной и вину свою быстро признает, таскаться не придется долго, возиться со страховкой и гаишниками. С регистраторами сейчас ситуация такая неоднозначная, боюсь вешать, каждый второй гаишник докапывается. Вот бы вместо них были фиксаторы реально на каждом углу