Сбои в работе камер фотовидеофиксации — массовое явление

Начиная с того момента, как автомобилист выложил в соцсеть фото штрафной квитанции, на которой видно, как тень от его авто пересекает сплошную, автолюбители начали массово выкладывать снимки аналогичных «нарушений» и рассказывать истории о неправомерно начисленных штрафах. В том числе ситуация коснулась и сотрудников ГИБДД, которых представители общества «Синие ведёрки» обвинили в преднамеренном мошенничестве при начислении штрафов.  

Корреспонденты «Газеты.Ru» изучили ситуацию и пришли к выводу, что сбои дорожных камер, из-за которых автомобилисты получают неправомерные штрафы, — массовое явление.

Алгоритм выявления таких нарушений ПДД сырой и непроработанный и в 10% случаев выдает неточный результат. В ГИБДД о масштабах проблемы пока молчат, но, судя по всему, проблема всплыла на поверхность, и теперь утаить факты просто не удастся.

Только факты

Пользователь портала Pikabu сообщил, что получил штраф с камеры за то, что тень от грузовика, который ехал перед ним по полосе, пересекла сплошную.

В распоряжении «Газеты.Ru» оказались еще снимки, на которых нарушения ПДД далеко не очевидны. Например, на одной из квитанций видно, что черный Infiniti 4 августа 2016 года на дублере Третьего транспортного кольца при съезде на 1-й Кожуховский проезд якобы повернул налево не из крайнего ряда, как это предписано разметкой. На снимке видно, что комплекс принял за Infinity совсем другой автомобиль. Причем даже с учетом того, что качество снимков оставляет желать лучшего, очевидно, что в желтый квадрат попала машина, которая вообще не похожа на автомобиль «нарушителя»: ни по цвету, ни по габаритам.

Черный Infiniti 4 августа 2016 года на дублере Третьего транспортного кольца при съезде на 1-й Кожуховский проезд якобы повернул налево не из крайнего ряда

Другой автомобилист попытался обжаловать начисленный штраф за езду по выделенной полосе. На снимке видно, что его автомобиль выезжает на проспект Мира и не находится на «выделенке». На фото отмечена траектория, по которой якобы проехал нарушитель через секунду после того, как комплекс сделал снимок.

Автовладелец же отмечает, что по фото совершенно очевидно, что автомобиль и так успеет перестроиться в разрешенном пространстве, не выезжая на «выделенку», и именно так по итогу водитель и сделал.

Автомобилист попытался обжаловать начисленный штраф за езду по выделенной полосе

Почему камеры ошибаются? Говорят эксперты

Сотрудник одной из компаний, которая занимается установкой дорожных камер, Павел Беленко, сообщил, что каждое десятое нарушение фиксируется ошибочно и отбраковывается в ЦАФАП (Центрах автоматизированной фиксации административных правонарушений). Но отдельные «курьезы» (хотя водителям, конечно, совсем не смешно) ЦАФАП пропускают.

А доработать функционал камер (чтобы они могли фиксировать больше нарушений) столичные власти попросили по вполне понятной причине: введены скидки в размере 50% на штрафы, водители стали осторожнее, а бюджет пополнять нужно. В итоге тестов камер почти не проводилось, доработки оказались сырыми. Напомним, что планировалось, что камеры смогут фиксировать 17 различных нарушений ПДД.

А проблема с анализом информации на снимках в том, что на отдельных кадрах не виден номер автомобиля. Отмеченная траектория на фото не является доказательством нарушения, а очевидно определить, тот же ли это объект на снимке, когда он фиксируется на удалении и вблизи, невозможно.

Экс-гендиректор НПО «Призма» Сергей Ласкин поясняет, что виноваты в этой ситуации программисты. Не проработана система распознавания образов, а ведь можно было обойтись просто идентификацией номерного знака автомобиля. Но власти решили ускорить процесс и сразу ставить эксперименты на людях.

Петр Шкуматов, непримиримый боец за справедливость и координатор «Синих ведёрок»,  говорит, что если причина в ошибках алгоритма распознавания, то таких ошибок может быть очень много: сотни.

Причем водители даже доказать ничего не могут: если у них нет записи с видеорегистратора, они бессильны перед формализмом системы. А камеры нарушения на видео не записывают.

А вот член рабочей группы по разработке госстандартов фотовидеофиксации Григорий Шухман утверждает, что такая работа камер — это вообще не ошибки, а «особенности комплексов, которые нельзя исключить на уровне программного обеспечения. Выявить ошибки может только вторичный контроль — проверка человеком. Поэтому решение тут одно — увеличивать численность персонала ЦАФАП, который исследует материалы, с введением ответственности должностных лиц за допущенные ошибки».

Сбои в работе камер фотовидеофиксации — массовое явление

В связи с текущими событиями в пресс-службе ЦОДД сообщили, что в Москве число ошибочных штрафов не превышает 0,001%. Также добавлено, что в случае ошибочного постановления о штрафе все обжалования отменяются в ГИБДД в законном порядке.

Не забыли в ЦОДД отметить, что пользы от камер больше, чем вреда. Согласно статистике ГИБДД, в местах установки дорожных камер количество ДТП в первом полугодии 2016 года снизилось на 35% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, количество погибших снизилось на 27%.

Что касается популяризованных в СМИ ситуаций, в частности, штрафа за остановку по требованию сотрудника ДПС, в ГИБДД оперативно среагировали на скандальное заявление представителей сообщества «Синих ведёрок»

«Как сообщили в СМИ, автовладелец получил постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в автоматическом режиме — с использованием комплекса видеофиксации. Камера зафиксировала нарушение по ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ — «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам». При этом остановку на обочине автомобиль совершил якобы по требованию сотрудника Госавтоинспекции», — говорится в официальном сообщении ведомства. В ГИБДД заверили, что будет проведена проверка, установлены причины вынесения подобного постановления.

Человеческий фактор и халатность

Если зрить в корень, то текущая система работы с материалами камер фотовидеофиксации нарушает базовый принцип КоАП: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. «Должностные лица, не делая этого, грубейшим образом нарушают закон», — говорит Шухман.

Возникает правомерный вопрос: власти займутся исправлением ситуации, лишь когда количество жалоб от водителей станет немыслимо большим? Или все же раньше?

Роман Золотарёв

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Вася
Вася
7 лет назад

​Жалобы в электронном виде менты не рассматривают без цифровой подписи… А где ее взять?

олег
олег
7 лет назад

​в системе видеорегистрации есть слабое звено-гаец, который подписывает «письма счастья». Он с этого ничего не имеет, в отличие от чиновников, установщиков камер, обслуживающего персонала. А это значит, что процент брака будет всегда, что нам собственно и сообщили власти Москвы..

3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x