Что содержит законопроект об ОСАГО: подробности и уточнения

26 сентября 2016 года началось общественное обсуждение законопроекта поправок к закону об ОСАГО, подготовленного Минфином России (далее — законопроект). В случае принятия законопроекта система ОСАГО существенно изменится.

Что предлагается:

1. Увеличение размера минимальной выплаты по европротоколу до 100 000 рублей.

2. Форму бланка европротокола будет определять Банк России, а не МВД, как это регламентировано сегодня. Это позволит упростить процедуру оформления извещения и понизить количество спорных ситуаций между участниками ДТП и страховщиками.

3. В качестве преимущественной формы страхового возмещения предлагается установить ремонт, а не денежную выплату. Станцию ТО будет выбирать страхователь по согласованию со страховщиком. При такой форме возмещения не будет учитываться износ деталей (абз. 2 подп. «з», подп. «м» п. 9 ст. 3 законопроекта).

4. Будут определены критерии, с учетом которых Банк России разработает требования к СТО. 

К таким критериям предлагается отнести:

— приближенность СТО к месту жительства потерпевшего либо к месту ДТП;

— примерные сроки восстановительного ремонта;

— наличие необходимого ассортимента форм и видов услуг, предоставляемых СТО;

— использование современных технологий восстановительного ремонта, методов диагностики;

— сохранение гарантии предприятия-изготовителя автомобиля и т. д. (абз. 3—7, абз. 9, абз. 11 подп. «з» п. 9 ст. 3 законопроекта).

Читаем интересное:   С 1 сентября 2022 года отменят некоторые обязательные проверки при техосмотре автомобиля

Если страховщик эти требования не выполнит, страхователь будет имеет право получить выплату в денежной форме. В случае, если автовладельцы будут массово жаловаться на срывы сроков и качество ремонта, страховщик лишится права на натуральное возмещение и будет в течение года выплачивать только денежную компенсацию.

Также перечислены случаи, когда возмещение будет выплачиваться исключительно в денежной форме. К таковым относятся:

1. полная гибель транспортного средства;

2. превышение стоимости ремонта над страховой суммой по договору страхования;

3. урегулирование требований по страхованию в рамках международных систем страхования (абз. 5—9 подп. «ж» п. 9 ст. 3 законопроекта).

Отметим, что в настоящее время страховое возмещение в денежной форме обязательно, лишь только если вред причинен имуществу, не являющемуся транспортным средством (п. 16 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Это правило сохранится.

Авторы документа полагают, что внедренные поправки сократят ряд негативных тенденций, которые наблюдаются на страховом рынке. Сократится количество судебных исков от страхователей, которые были недовольны размером страховой выплаты. А также с рынка уйдут автоюристы, которые получают свои комиссии за деятельность, и взыскивают их со страховых компаний. В итоге те разоряются, уходят с рынков, и в проблемных регионах попросту не остается страховых, возникает дефицит возможности покупки страховых полисов.

Читаем интересное:   С 1 сентября 2022 года отменят некоторые обязательные проверки при техосмотре автомобиля

Что еще нового содержит законопроект?

Важным новшеством стало уточнение порядка предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к виновнику ДТП. Страховщики не смогут предъявить такие требования к пешеходам, которые получили увечья в результате ДТП, а в случае их гибели не смогут взыскать средства также с их родственников и наследников (подп. «б» п. 11 ст. 3 законопроекта).

Отдельный пункт предполагает, что владельцы тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин должны предъявлять страховщику при заключении договора ОСАГО свидетельство о прохождении технического осмотра (абз. 4 подп. «а» п. 12 ст. 3 законопроекта).

Информация о разделении полисов на три класса по уровню стоимости и размеру возможной максимальной выплаты, в законопроекте не прописана. Кроме того, Минфин не планирует отменять коэффициент мощности автомобиля при расчете ОСАГО, а также вводить дополнительные повышающие и понижающие коэффициенты за опасное либо, наоборот, аккуратное вождение.

Экспертное мнение

Замминистра финансов Алексей Моисеев в рамках Московского финансового форума сообщил, что ответственность за качество ремонта должен нести страховщик. Также он добавил, что Минфин примет решение о разделении законопроекта по ОСАГО на две части.

Читаем интересное:   С 1 сентября 2022 года отменят некоторые обязательные проверки при техосмотре автомобиля

«Одна будет касаться споров, как их оформить, и как правильно сделать, чтобы не было злоупотреблений. Второй законопроект будет касаться того, кто должен нести ответственность за качество ремонта», — сказал он.

ЦБ РФ получит право контролировать страховщиков, на которых поступает большое количество жалоб, и запрещать им направлять автомобили на ремонт. Таким образом, страхователи получат поддержку государства. «Будет право у Центрального банка, компании, которые себя плохо ведут, большое количество жалоб, наказывать и запрещать направлять на ремонт. Таким образом, они не смогут исполнять функцию, которая будет по основному закону базовой», — говорит чиновник.

А вот разделить ответственность за ремонт между страховыми и СТО, как хотели в РСА, видимо, не удастся.

«Здесь у нас даже были идеи о том, чтобы записать какие-то требования в договоре между страховщиком и сервисом, но потом мы выступили против», — добавил Моисеев. Также он отметил, что список страховых случаев, по которым предусмотрено исключительно денежное возмещение, будет уточняться.

Роман Золотарёв

Добавить комментарий