Общественники не поддержали предложение Минтранса России об увеличении тарифов в системе «Платон».
В Общественной палате РФ состоялась общественная экспертиза постановления Правительства РФ, которым предлагается отменить льготный режим тарифов в системе «Платон» в 2017 году в два этапа. Вопрос о целесообразности предложенного Минтрансом России нововведения подняла член ОП РФ Евгения Уваркина.
По мнению представителей сообществ ритейлеров, перевозчиков и членов Счетной палаты, сперва нужно повысить эффективность взимания платы, увеличить число пользователей системы, а уже затем повышать тарифы. Однако в Минтрансе настаивают на том, что тариф необходимо повышать как можно быстрее: только тогда регионам будет хватать средств на ремонт и строительство дорог.
Представители бизнеса считают иначе.
Заместитель главы исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников напомнил, что изначальный объем поступлений в «Платон» рассчитывался исходя не только из величины тарифа, но и из количества пользователей. Запланировано, что платить будут 2 млн участников, а на практике в системе всего 650 тысяч перевозчиков, на плечи которых и ложится вся нагрузка.
Для контроля оплаты проезда на дорогах установлены лишь 174 специальные рамки с камерами, хотя их должно быть 491.
«Нужно реализовать комплекс мер по увеличению эффективности системы, один только прирост пользователей даст 20—30-процентный прирост сборов, поэтому о повышении тарифов говорить несвоевременно», — полагает Синельников.
Представитель Счетной палаты Владимир Красильников отметил, что регионы и без «Платона» имеют возможность пополнять дорожные фонды, но не пользуются этими возможностями.
«В частности, не собирается около 70 миллиардов рублей транспортного налога, а это примерно 10% от всех региональных дорожных фондов», — утверждает Красильников.
Синельников добавил также, что вскоре будут повышены акцизы на топливо, что даст около 90 млрд рублей дополнительного дохода в дорожные фонды.
Другие представители Минтранса озвучили цифры и факты, которые противоречат данным ОП РФ. Мнение о том, что сборы в «Платон» можно сравнить с системой сборов акцизов, сочли некорректным, поскольку акцизы поступают в бюджеты всех уровней, а сборы в «Платон» — только в федеральный бюджет.
Гендиректор компании «Совтрансавто» Анатолий Тян напомнил, что запуск системы «Платон» совпал с ростом премии ОСАГО, увеличением цен на бензин, ростом стоимости самих грузовых автомобилей почти в 1,5 раза. Соответственно, малый бизнес оказался фактически под угрозой разорения. И если тариф поднять снова, людям просто некуда будет деваться.
«Самый незащищенный в данной ситуации — малый бизнес,— заявил глава Профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. — Если поднять тариф, люди вынуждены будут жечь свои автомобили».
С перевозчиками по данному вопросу пытался говорить гендиректор компании РТИТС (оператор «Платона») Антон Замков. Он уточнил, что в системе изначально не могло быть 2 млн большегрузов, поскольку их всего — 1,1 млн, а что касается рамок, то как раз в 2017 году их все и поставят. И проблема, как отметил Замков, вовсе не в «Платоне». Просто некоторые люди не планируют соблюдать законодательство.
Поддерживает Замкова и глава общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин: «Автомобильные перевозки у нас так выгодны, потому что никто не платит за инфраструктуру. Тарифами можно выровнять спрос и предложение на дорожной инфраструктуре. Иначе останемся вообще без дорог. Если депутаты найдут другой способ заткнуть дырку в дорожном финансировании, я буду только рад. Но пока единственный способ — переход на тотальную систему покилометровых платежей. «Платон» — лишь слабый ее прообраз».
Заместитель главы Росавтодора Дмитрий Прончатов отметил, что подобная критика рассматривалась и год назад, когда систему только планировали в запуск.
«Мясники, молочники говорили о 30-процентном повышении цен, ну и где это все? К нам поступает масса обращений от перевозчиков, которые считают, что «Платон» — спасение для отрасли. У нас есть расчеты, которые показывают: инфляция от повышения тарифов будет измеряться тысячными долями процента», — приводит слова Прончатова «Ъ».
В Минтрансе не согласились с тем, что система сильно влияет на конечного потребителя. Федеральные трассы в 63% случаев используются для логистики, а затем уже для торговли и производства сельскохозяйственной продукции.
Несмотря на разницу во мнениях, в ОП подготовят отрицательное заключение на проект Минтранса в связи с его необоснованностью и предложат перенести решение на 2017 год, заявила по итогам обсуждения модератор Евгения Уваркина. Против самой системы Уваркина не возражает, аргументируя необходимость «Платона» тем, что любая система регистрации с использованием информационных технологий сегодня полезна, в том числе для сбора точных статистических сведений.
Будет создана рабочая группа для обсуждения реальной ситуации, анализа влияния роста тарифа на цены и потребителей. Общественники настаивают на том, чтобы отмена льготных тарифов была отложена, так как нужно подробно обсудить последствия такого решения.
Роман Золотарёв
Сначала надо научиться строить хорошие дороги за те деньги, которые есть(и не воровать при этом), а потом уже что либо вводить. А то качества строительста нет, а если и строят платные с непомерными тарифами. И в таком раскладе, будет только повышение тарифов. (просто доят народ и все) За грузовые, за легковые, за трамваи и т.д… и В конце концов введут Платон для пешеходов, бабушек, дедушек от лавочки до квартиры, или до поликлиники. Глобализация, богатых все больше и они становятся все богаче за счет увеличения количества бедных. Вот так строиться Социальное государство.