Закон о натуральном возмещении ОСАГО: стали известны новые подробности

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта об ОСАГО. Если поправки к нему будут рассмотрены в январе во втором и третьем чтении, то в силу закон может вступить уже в марте 2017 года.

На заседании экспертной группы в Госдуме представители ЦБ РФ сообщили, как именно будет работать новый закон.

Заместитель руководителя департамента страхового рынка ЦБ РФ Светлана Никитина заявила, что будут прописаны все случаи, при которых выплата возмещения в натуральной форме будет невозможна. Так, например, выплата в виде ремонта будет распространяться только на физлиц.  Отметим, что распространить способ натурального возмещения на юрлиц рекомендовалось недавно в Минэкономразвития РФ

В денежной форме предлагается компенсировать ущерб в случае, если ТС не подлежит восстановлению, а также, если стоимость ремонта значительно превышает положенную по договору ОСАГО страховую сумму.

Также денежная выплата будет назначена тем, кто пострадал в результате ДТП настолько, что в приоритете стоит восстановление здоровья, а не автомобиля.

Для людей, «попавших в тяжелую жизненную ситуацию, например, когда у владельца нет заинтересованности в восстановлении автомобиля, но требуются деньги на восстановление здоровья после ДТП», выплата будет важнее ремонта, сообщила Никитина. Однако каким образом страхователь будет доказывать тяжесть своего положения, представитель ЦБ не уточнила.

Заниматься спорными ситуациями между страховщиком и страхователем будет комиссия при РСА. Что это будет за орган, пока не уточняется.

В свою очередь заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин заметил, что «в любой ситуации, при которой по вине страховщика ОСАГО не может быть надлежащим образом организован ремонт, последует денежная выплата».

Как будет происходить процесс ремонта авто в страховой

Поправки к законопроекту включают правила и условия направления ТС на ремонт. В законе могут прописать, что при заключении договора страхователь будет выбирать СТОА, но только из числа тех, с которыми страховщик заключил договор.

Центробанк внес поправки о том, что расстояние до сервиса, куда страховщик может направить клиента, не может составлять более 50 км от места ДТП или места жительства страхователя.

Спорный момент, который касается ДТП, произошедшем в чужом регионе, рассматривался отдельно. В этом случае регулятор предложил оставить за страховой право выбора СТОА, где будет производиться ремонт.

Закон о натуральном возмещении ОСАГО: стали известны новые подробности

Сроки, в которые автовладелец сможет получать возмещение, изменятся не в пользу клиентов. В настоящее время срок получения выплаты равен 30 дням с момента подачи в страховую всех документов. В новом проекте указан более длительный срок. Помимо тех 20 дней, которые отводятся на оценку и рассмотрение ущерба, предлагается еще 30 дней отвести на ремонт, причем в зачет идут только рабочие дни. Фактически к сроку добавляются еще 5 дней на транспортировку ТС к месту ремонта. Если в указанный срок страховщик не укладывается, то он будет выплачивать страхователю неустойку за каждый день просрочки.

В ЦБ РФ уверяют, что будут разработаны единые требования, которым должны будут соответствовать СТОА, чтобы производить ремонт в рамках закона.

Для кого пишется закон?

Чистюхин пояснил, что если будет поступать большое количество жалоб автовладельцев на натуральные возмещения и способ их расчета, то регулятор введет запрет на такую форму компенсации убытков.

Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков заявил, что законопроект выгоден страховщикам. И именно по этой причине на втором чтении будут обсуждаться поправки, которые защитят автовладельцев.

Как пишет «Газета.Ru», гендиректор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников отмечает, что за рубежом система натуральных возмещений принципиально иная: «Нигде в мире не реализована практика принудительного направления на ремонт, а также использования, по сути, только того сервиса, который укажет страховщик. Последнее нарушает принципы свободной конкуренции — за сервисы должен рублем голосовать автовладелец. А так страховые будут выбирать своих любимчиков, за откаты. Поэтому необходимо создать базу независимых аккредитованных СТО, чтобы автовладелец сам мог выбрать любую мастерскую».

Кроме этого, Тюрников считает, что отведенный на ремонт срок слишком велик: «В течение 20 дней страховая будет рассматривать ущерб, а потом еще 30 дней машину будут ремонтировать. То есть все это время человек оказывается без машины — это нереально».

Представители страхового рынка, разумеется, одобряют поправки ЦБ РФ. Вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин утверждает: «Предложенные поправки учитывают интересы и страховщиков, и потребителей. Есть, конечно, несколько спорных вопросов, например, о сроках ремонта — их надо привязать к реалиям и учитывать время доставки деталей из-за границы при необходимости. Сколько времени это может занимать — надо спрашивать у поставщиков.

Еще одна проблема — это денежные выплаты в случае тяжелого материального положения клиента. Такой термин существует в УК, но к закону об ОСАГО его, конечно, не применишь.

Пока даже в ЦБ признают, что это сложный вопрос. Мы же предлагаем регулятору определить некие признаки, по которым можно определять это тяжелое положение».

Роман Золотарёв

Комментарии закрыты.



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн