Попытки обойти систему: как водители обманывают приборы ГЛОНАСС

Работники коммунальных служб нашли способ обойти контроль системы ГЛОНАСС. Об этом «Коммерсантъ FM» заявили в государственном унитарном предприятии «Жилищник».

Об использовании устройств телематики на спецтранспорте

Тема добросовестного использования оборудования ГЛОНАСС была поднята на фоне скандального инцидента: сотрудники ГБУ «Жилищник» имитировали уборку снега в московских дворах, о чем «Газете.Ru» рассказал муниципальный депутат района Северное Измайлово Дмитрий Барановский.

Выезжать на маршрут тракторы заставляло руководство ГБУ по той причине, что передвижение техники отслеживается через спутниковую систему ГЛОНАСС, следовательно, не выпустить транспорт на работу было невозможно: пришлось бы составлять отчеты, менять сметы и так далее. При этом сами водители сообщали, что многие тракторы не были готовы к работе из-за отсутствия щеток, но выезжать на улицы их все равно заставляли. После того как Барановский опубликовал видео разговора с водителями и сообщил, что передаст информацию в прокуратуру, выяснилось, что нарушители были уволены. Как сообщили в ГБУ, «сотрудники не прошли испытательный срок, так как не хотели выполнять свои обязательства». В учреждении клятвенно уверяли, что выходить на линию с поднятыми щетками запрещено, а следовательно, всю вину за произошедшее возложили на исполнителей, но Барановский уверен, что дирекция ГБУ явно была причастна к инциденту. Аналогичную ситуацию наблюдал в районе Соколиная Гора местный муниципальный депутат Владимир Шпиньков. Ему водитель пояснил, что он так работает — «глонассит».

Как сообщает «Ъ», ситуация с ГЛОНАСС вовсе не единичная, и многие водители пытаются обмануть систему, действуя либо по собственной воле, либо по директиве  и с ведома руководства.

О том, как работает телематика

Все автомобили экстренных служб, а также автомобили, перевозящие опасные грузы, машины коммунальных предприятий должны быть оборудованы тахографами и системами GPS/ГЛОНАСС.

Попытки обойти систему: как водители обманывают приборы ГЛОНАСС

Примерно 1/3 регионов России получила на оснащение спецтранспорта средства из федерального бюджета. Так, столичному «Мосгортрансу» выделили 1,9 млрд рублей на эти цели. А в итоге эффективность использования техники из-за контроля за действиями операторов и пробегом автомобилей увеличилась, считает заместитель заведующего кафедрой транспортной телематики МАДИ Игорь Конин.

«Идет непрерывная фиксация расхода топлива в зависимости от режимов работы. Накапливается статистика, обосновывается норматив «Маршрутный расход топлива». Можно анализировать и расход запасных частей, и затраты труда водителя», — пояснил он.

Стоимость оборудования одного автобуса устройствами телематики составляет примерно 20 000 рублей. Цена зависит от конечного количества датчиков, затем приходится вносить абонентскую плату, сообщил менеджер по развитию бизнеса компании Meta System Сергей Вислов: «Стоимость оборудования — в районе 6 000 рублей в зависимости от комплектации. Она может доходить и до 10—12 тысяч рублей. Затраты на установку системы составят от полутора тысяч рублей и выше, на абонентскую плату — в районе 500—600 рублей. Сейчас есть новый подход: вы оплачиваете абонентскую плату, в которую уже входит и аренда оборудования. Тогда ежемесячный платеж начинается от 800 рублей и может доходить до нескольких тысяч».

Зачем нужна телематика, и как водители научились обходить запреты

Коммерческие структуры устанавливают устройства контроля для слежения за работниками. Преимущественно для того, чтобы не дать тем воровать топливо или использовать транспорт для своих персональных нужд. Именно это и приводило к неэффективному использованию средств автопарка и большому расходу ГСМ.

Однако водители нашли лазейку, как обходить установленные ограничения, утверждает заместитель генерального директора компании Omnicоmm Станислав Емельянов.

«Можно накрыть антенну GPS/ ГЛОНАСС, чтобы спутники не видели местоположение транспортного средства. Но мы будем видеть, в какой момент ее накрыли, отключили или отрезали. Если речь идет о датчике уровня топлива, то часто водители пытаются его сломать, обрезать провода, всунуть в них иголки, сделать все, чтобы эта система не работала физически», — рассказал он.

Некоторые водители идут еще дальше, пишет «Ъ». Например, водители, подкованные в сфере IT, могут передавать диспетчерам неточную информацию, рассказал гендиректор холдинга SpaceTeam Алексей Смятских: «Можно снять устройство с одного автомобиля и установить на другой. В это время автомобиль без системы ГЛОНАСС выполняет какую-то работу, за которую, видимо, водитель получает деньги в карман. Когда же используется автомобильный навигатор, то эмулируется трек устройства, который не соответствует реальному пробегу автомобиля. Таксисты пытаются передать данные о том, что они якобы находятся в наиболее привлекательных местах, хотя реально машина находится вдали, например, от Шереметьево, но на картах у диспетчера отображается, что машина недалеко и может взять заказ».

Водители тракторов, о которых часто пишут соцсети (где, кстати, и получил распространение термин «глонассить», то есть имитировать работу, передвигаясь только для того, чтобы быть зафиксированными датчиком ГЛОНАСС), могут просто экономить топливо. Например, можно ехать на работающей технике, но щетки при этом крутиться не будут. А на работу щеток тоже уходит солярка. Если зафиксировать пройденный путь и планируемый расход топлива, по факту его будет потрачено меньше. Этот остаток можно слить, а по документам все будет чисто и прозрачно.

Действовали ли водители ГБУ «Жилищник» по своей инициативе, или к этой идее причастно руководство, разбираться будет уже прокуратура.

Роман Золотарёв

Комментарии закрыты.



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн