Стоит ли бить тревогу, если в России каждый десятый осужденный в 2016-м году оказался пьяным водителем — рецидивистом? Корреспонденты «Газеты.Ru» оценили печальную статистику и пришли к выводу, что стоит.
Практически все, кого повторно поймали на пьяной езде, — это безработные мужчины без образования или с минимальным образованием. Удручает тот факт, что из 75 267 человек лишь около трех тысяч получили реальные сроки, остальные просто были осуждены по ст. 264.1 УК РФ за езду в пьяном виде или отказ от медосвидетельствования. А это значит, что они почти наверняка снова сядут за руль автомобиля и снова будут представлять угрозу для общества.
Но больше всего огорчает тот факт, что начиная с 1 июля 2015 года, когда статья появилась в УК, до конца года по ней признали виновными лишь 20 000 человек. Ранее пьяные водители-рецидивисты могли отделаться лишением прав и штрафом, а теперь им грозит срок лишения свободы от двух до трех лет или обязательные и принудительные работы. Так вот, из почти 80 000 осужденных по этой статье в 2016-м 61 293 человекам суды назначили обязательные работы. Отбывать срок направлены всего 3 299 человек, причем у большинства он равен одному году или менее, а не двум или трем.
Получили условный срок 5 679 водителей, 4 837 рецидивистов заплатят штраф в размере 100–300 тысяч рублей. Оправдано по статье 9 водителей.
Кто они — пьяные водители?
Как показывает оценка ситуации, чаще всего в пьяном виде садятся за руль мужчины 30–49 лет: это 38 809 человек. Молодежи в возрасте 18–24 лет среди осужденных оказалось 11 340 человек. Несовершеннолетних — 117 человек. Женщин — 1 899 человек.
Если оценивать статистику по гражданству, то приезжих из стран бывшего СНГ среди осужденных насчитывается 581 человек, из других государств — 174. Есть и лица без гражданства: таковых насчитывается 63 человека.
Водителям-рецидивистам за пьянство назначают обязательные работы
Что касается образования, то лиц со средним профессиональным образованием среди рецидивистов оказалось 33 174 человека, а тех, у кого есть только школьный аттестат, — 25 455 человек. Вообще не имеют даже законченного школьного образования 10 000 человек. Высшее образование есть у 6 716 человек.
Из всех нарушителей более половины (41 420 человек) не имеют определенного рода занятий, но трудоспособны. Меньше всего среди нарушителей работников в сфере юриспруденции. Не остановлен за пьяное вождение ни один судья или работник суда, но попались 36 работников правоохранительных органов, семь нотариусов и адвокатов.
Военных среди нарушителей оказалось 284 человека, из них один воевал в Сирии и имеет государственную награду.
Эффективна ли статья для рецидивистов?
Инициатор внедрения статьи в УК РФ Вячеслав Лысаков полагает, что еще рано оценивать эффект от внедрения нормы: «Есть определенный переходный период, который связан, в частности, и с отработкой процессов оформления этих нарушений, на это потребовалось некоторое время — примерно полгода-год. Это новая норма, поэтому сравнивать показатели нужно чуть позже, необходимо дождаться статистики за 2017 год. Динамика так или иначе есть, количество пьяных водителей, которых останавливают сотрудники ГИБДД, все-таки становится меньше».
Бывший руководитель ГАИ России Владимир Федоров считает так же: «Статья только начала работать, давайте посмотрим, что будет в 2017 году. Я из этого трагедию не делаю, считаю, что все идет нормально. Мне представляется, что рост количества осужденных связан с обыкновенным разгильдяйством наших водителей, которые еще не поняли, что за повторное вождение в нетрезвом виде можно получить уголовное наказание».
Вторит ему и глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Многие до сих пор не верят, что за езду в пьяном виде можно получить уголовное наказание. Кроме того, стоит понимать, что эта норма действует только на трезвого человека, а когда человек выпивает — ему море по колено, он не отдает себе отчет в том, что творит».
Но при этом Травин напоминает, что пьют люди тоже не от хорошей жизни, а это значит, что у проблемы двоякое решение: «Во-первых, нужно людям создать нормальные условия для жизни, чтобы они не пили. А во-вторых, привлекать для борьбы с пьяными водителями институты гражданского общества. Увидел нетрезвого — «стукани», потому что твой ребенок в этот момент как раз вышел из школы и будет переходить дорогу. Вот когда у людей будет такое понимание, для решения этих проблем не нужны будут ни гаишники, ни суды».
Другой представитель сферы юриспруденции, адвокат юридического бюро BMS Law Firm Дмитрий Косенко, придерживается иной позиции, которая отвечает скорее букве, чем духу закона: «Степени общественной опасности административных правонарушений и преступлений сильно различаются, их нельзя ставить на один уровень. За повторное нарушение в данном случае было бы логично усилить ответственность именно в административном плане — ввести дополнительные штрафы, дополнительные сроки лишения прав, аресты или даже конфискацию автомобиля».
Роман Золотарёв
Так написали, как будто вообще всех пьяниц за рулем под расстрел) Ну сделайте пожизненное лишение прав за повторную езду в пьяном виде и все. Правда еще бы, чтоб дэпсы не брали взятки. Все тогда нормально будет. Один раз нарушил — заплатил штраф, получил предупреждение. Если это не подействовало, то от греха подальше забирать права. Тогда думаю не только сократится число пьяных водителей, но и уменьшится число ДТП. Вот и все. Потому что 80 тыс — это только по официальным данным. А сколько еще таких, которые на месте все порешали? Конечно же надо с этим бороться.
Так даже если и лишь,эти уроды и без прав будут ездить