Водители-нелегалы не смогут получать заказы на перевозку пассажиров через онлайн-сервисы. Законопроект, регулирующий рынок агрегаторов такси, попал на рассмотрение в Госдуму.
По задумке автора документа депутата Вячеслава Лысакова, сервисы, раздающие заказы, должны обрабатывать информацию, используя базы данных, расположенные на территории России. Здесь же должны находиться и технические средства, с помощью которых собираются сведения. Таким образом, если агрегатором является зарубежная фирма, то ей придется открыть в нашей стране офис, а налоговые отчисления пойдут в российскую казну.
«Ввиду отсутствия законодательных требований отдельные агрегаторы передают заказы на перевозки «нелегалам», работающим в теневом секторе. Ряд агрегаторов использует технические средства связи, расположенные за пределами Российской Федерации. Это делает невозможным пресечение деятельности недобросовестного агрегатора на территории России даже в том случае, если результатом такой деятельности является систематическое причинение вреда жизни граждан», — говорится в пояснительной записке к документу.
В связи с этим в подготовленном проекте появился пункт, согласно которому за недостоверную информацию о фрахтовщике и условиях заключения договора сервисы будут нести ответственность, в том числе, когда пассажиру причинили какой-то ущерб.
Новый документ представители агрегаторов восприняли по-разному. Так, в Uber рассчитывают, что после вступления проекта в силу работать можно будет не только с пассажирскими, но и с грузовыми перевозчиками. Такой сервис компания уже развивает в США.
Важно и то, что проект впервые дает определение самому понятию «агрегатор», которым может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, а также обособленное подразделение иностранной организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством России.
Кроме того, поправки создают условия для развития конкуренции между отечественными и зарубежными фирмами, занимающимися такой деятельностью.
В «Яндекс.Такси» пояснили, что только знакомятся с новым документом и его позициями, а в Gett ситуацию пока не комментируют. При этом интернет-омбудсмен РФ Дмитрий Мариничев уверен, что законопроект вряд ли принесет пользу. Во-первых, он повторяет некоторые пункты проекта о товарных агрегаторах, пишет «Ъ». А во-вторых, многие иностранные сервисы уже давно обрабатывают сведения о пользователях на территории нашей страны: их это обязывает делать закон о персональных данных.
Стоит отметить, что за 2016 год обороты рынка такси выросли до 501 млрд рублей (на 12%). А рынок онлайн-заказов машин для поездок сделал скачок с 44 млрд рублей в 2015-м до 105 млрд рублей в 2016-м.
Владимир Ванцов
Ну кому какое дело, получали раньше и пусть получают дальше, кому это мешает. Наверно мешает то, что отчисления никакие не идут? Лучше бы чем-то более серьезным занялись.