Должна ли служба «Яндекс.Такси» оплатить 1 млн рублей пострадавшей от аварии пассажирке? Авария произошла в июне 2016-го в Санкт-Петербурге , пострадала пассажирка такси Елена Гращенкова. Девушка обратилась в суд.
В исковом заявлении Гращенкова предъявила претензии агрегатору, указав, что получила телесные повреждения, «которые квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку длительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на треть, независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи».
Общие затраты на лечение составили 625,2 тысячи рублей. Однако страховщик водителя выплатил потерпевшей 75,2 тысячи рублей, сообщив, что остальное лечение может осуществляться в рамках ОМС. Но, как утверждают эксперты, страховщики явно руководствовались «нафталиновыми» нормами.
Также предполагалось, что лечение может оплатить таксопарк, в котором числился автомобиль, но таковых оказалось два, и оба предложили возмещение, но когда дело дошло до дела, на судебное заседание представители обоих таксопарков не явились.
Напомним, что в настоящее время ведется обсуждение идеи о том, чтобы службы такси предоставляли своим пассажирам возможность страховаться во время поездки. В настоящее время ситуация на рынке такова, что застрахована лишь ответственность самого водителя по ОСАГО. При этом максимум, что может получить водитель, — это 500 000 рублей за причинение ущерба здоровью, размер выплаты рассчитывается по специальной таблице, где перечислены все виды травм и стоимость компенсации.
Кто был виноват?
За рулем такси, которое попало в ДТП, находился Денис Ашп, ранее судимый за хранение наркотиков. Авария же случилась потому, что водитель попросту уснул за рулем. Суд вынес решение, что за причинение тяжкого вреда здоровью именно он должен оплатить пострадавшей 400 000 рублей и покрыть судебные издержки в размере 215 000 рублей, пишет «Российская газета». Поскольку у водителя таких денег нет, потерпевшей осталось только выяснять, который из таксопарков выпустил водителя на линию. Однако информации этой не было, а кроме того, в договоре оферты, который автоматически вступает в действие, когда пользователь вызывает такси, нет ни слова об ответственности сервиса за качество оказания услуг.
Максимум, что предлагает агрегатор, — это исключение недобросовестного таксиста из реестра участников «клуба». А ведь случиться может что угодно: таксисты нападают на пассажиров, грабят, попадают в аварии. А агрегатор, выходит, умывает руки?
Помимо этого, виновников представители сервиса тоже не ищут. К услугам сервиса подключен не один таксопарк, а несколько, а заказы могут передаваться из одного парка в другой. Получается, что агрегатор следит лишь за правильностью исполнения условий договора между таксопарком и сервисом.
Эксперты возмущены
Член общественного совета ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов уверен, что агрегатор обязан нести ответственность за пользователей системы. Надо отслеживать не только правильность выполнения заказов, но и то, как таксисты выполняют свои обязанности, соблюдают режим труда и отдыха.
Ситуаций, которые выходят за рамки, предостаточно. Так, стало известно, что пассажир такси жаловался в сервис, что его подвозил водитель, который в процессе управления употреблял спайсы. И через сутки этот же таксист снова был на линии. Лишь благодаря огласке ситуации в соцсетях, публикации фото с места происшествия удалось добиться того, чтобы агрегатор отстранил водителя от права пользования системой. Но нет никаких гарантий, что этот человек не «бомбит» или не устроился в любое другое такси, которое с сервисом не сотрудничает.
Как утверждает Шкуматов, потерпевшая пассажирка как раз и пытается через суд добиться того, чтобы признать агрегатор ответственным за случившееся, поскольку он является организатором перевозок, и это подтверждают многочисленные признаки: агрегатор устанавливает тарифы, прописывает условия работы для таксистов, но вот обязательной ответственности перевозчика перед пассажирами при этом не несет. Между тем в ч. 2 ст. 8 Закона № 67-ФЗ отмечается, что страховая сумма ОСГОП по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего составляет не менее 2 млн руб. на одного пассажира.
Поэтому крупные таксомоторные компании дабы держать марку страхуются в добровольном порядке, но речь идет лишь о тех, кто предлагает услуги VIP-такси. В таких сервисах пассажиры застрахованы на сумму до 2,5 млн рублей. Сервис действует в Москве, Сочи и Санкт-Петербурге. Покрытие распространяется на все виды травм, инвалидность и смерть. Эксперты недоумевают, отчего перевозчикам не перенять опыт, если страховка стоит всего 4 тысячи рублей в год?
Мда. Мое мнение, что конечно же должны были и с агрегатора трясти деньги. Может тогда в дальнейшем они бы уже более ответственно подходили к выбору таксопарков и как-то просматривали, что там за водители, а не всяких нариков и бывших судимых набирали.
А я вообще не любитель такси, да и общественного транспорта. Мало ли что там за водятел. Жене вечером тоже не разрешаю ездить на такси, лучше сам заберу. А если идем в гости, то уже вызываем знакомых таксистов, с которыми не раз ездили.