Что ждет страховой рынок? В Конституционном Суде рассмотрели проблему страховых выплат без учета износа

Конституционный Суд РФ провел публичное слушание по жалобам автовладельцев на нормы ГК РФ. Согласно ним, с причинителя ущерба нельзя взыскать полную стоимость автозапчастей: придется в обязательном порядке учитывать износ деталей авто, попавшего в ДТП.

Представители органов власти против этих ограничений, а Верховный Суд, Центробанк и РСА хотят их сохранить. Эксперты полагают, что при снятии таких ограничений страховщики могут покинуть сферу ОСАГО.

В КС РФ рассмотрели схожие дела четырех автовладельцев из Краснодарского края. Всем истцам не удалось взыскать с причинителей ущерба полную стоимость деталей автомобиля без учета износа. ВС РФ разъяснил, используя правоприменительную практику по ОСАГО, что, согласно нормам ГК РФ, потерпевшие могут требовать с причинителя ущерба только ту часть выплаты, которую не покрыл страховщик. Причем она уменьшится на сумму износа. Расчет производится по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт.

Если же сумма полностью погашена страховщиком, то с причинителя ущерба и вовсе ничего не получится взыскать, как и было сказано заявителям. Автоводители попросили КС РФ признать практику применения ГК неконституционной, ссылаясь на неопределенность оспоренных норм.

В жалобе сказано, что купить запчасти с таким же износом невозможно, а ремонт придется делать у официального дилера, и за новые запчасти придется доплачивать из своего кармана. Потерпевшие отметили, что все суды России игнорируют позицию КС РФ, который в 2015 году подтвердил право взыскивать с причинителя вреда полный ущерб.

На публичном слушании в КС, пишет «Ъ», была обозначена актуальность проблемы.

Полпред правительства Михаил Барщевский полагает, что причинителя вреда надо считать нарушителем, и это прежде всего: «Почему мы должны защищать его права, а не того, кто потратил время на ожидание ГАИ, страховой компании и ремонт, надолго остался без машины, а потом еще и попал на деньги!»

Барщевский полагает, что вся проблема в том, что в процесс вмешивается государство: суды опираются на Единую методику, которую утверждает Банк России. В итоге выплаты всегда урезаны, отмечают полпред президента Михаил Кротов и полпред Генпрокуратуры Татьяна Васильева.

Полпред Совета Федерации Андрей Клишас сообщает, что суды разных инстанций и разной юрисдикции по-разному трактуют нормы, и в судебной практике по данному вопросу отмечается много противоречий.

Представитель Минюста Мария Мельникова отметила, что часто при равных обстоятельствах собственники одинаковых марок получают разные выплаты в зависимости от износа, а чинят автомобили по одинаковой стоимости.

В итоге многие участники слушания сошлись во мнении, что проблема может решиться за счет установления приоритета натурального возмещения перед денежной выплатой, поскольку при ремонте износ деталей считаться не будет.

Оппонентами выступили представители ВС, Центробанка и страхового сообщества. Они полагают, что во всей мировой практике износ учитывается. И если добавить к спорам со страховыми еще и этот нюанс, количество судов удвоится, а таких дел и без того слишком много, суды не справляются с их потоком. Кроме того, представитель Центробанка Алексей Гузнов и глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс сообщили, что отмена ограничения по износу приведет ко множеству злоупотреблений. Например, водителям недорогих автомобилей будет выгодно попадать в ДТП, чтобы получить неплохую компенсацию на ремонт. А при этом причинитель ущерба или его страховщик будет выплачивать огромные суммы на ремонт, например, винтажных автомобилей. А посредникам и без того уходит 23% выплат страховых компаний, говорит Юргенс. Если согласиться отменить учет износа, цифра увеличится.

В Центробанке полагают, что «нужны меры, ограничивающие неоправданное воздействие на причинителя вреда», и что практика ГК вполне конституционна.

Партнер Akteon Strategy Consulting Андрей Кинякин считает, что если КС РФ удовлетворит жалобу, страховой рынок ждут глобальные перемены. Боясь мошенников, страховщики уйдут с рынка. Увеличится число подставных аварий, а оно и так за последние два года увеличилось в 1,5—7 раз. Автоюристы будут забирать себе от 20% до 50% судебных выплат по искам к страховым компаниям.

Роман Золотарёв

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Витек
Витек
7 лет назад

​Ну серьезно, что за бред с износом. Все верно говорят, если ремонтировать у дилеров, то конечно детали будут новые и как быть? С учетом износа выплатят мне 15 тыс, а ремонт сядет в 30 и что мне делать? Со своего кармана доплачивать? Или может ходит, пытаться на эту сумму нужные бу запчасти купить и с ними ехать к дилеру? Ну уж нет. Так дело не пойдет. Отменяйте износ и смотрите, как зайдет. Если будет норм, то оставляйте. Начнутся подставы, меняйте тогда.

Тоха
Тоха
7 лет назад

само собой износ не нужно учитывать. Зачем мне тогда страховать машину, если часть денег они мне не будут доплачивать. А что дальше? СТО на выбор тоже самые дорогие будут давать, чтобы уж наверняка денег не хватило на ремонт? Тогда конечно же куча судебных разбирательств будет. А с другой стороны их тоже можно понять, учитывая, что и так подставы не редкость, то уж если будут выдавать деньги на новые запчасти тем более увеличится количество мошенников.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x