Реформу ОСАГО пересмотрели: приоритета ремонта над денежной выплатой не будет?

Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подверг жесткой критике готовящуюся реформу ОСАГО. Среди норм, которые вызвали неодобрение, можно отметить навязывание приоритета натурального возмещения над денежной выплатой, а также учет износа при расчете компенсации.

Что правозащитники думают о натуральном возмещении

Юристы совета полагают, что Центробанк, навязывая приоритет ремонта над денежной выплатой, вмешивается в регулирование гражданско-правовых отношений. А согласно нормам ГК РФ по страхованию, выплата должна осуществляться в денежной форме. Полномочный представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов полагает, что ремонт автомобиля (по нормам ГК) нельзя считать полным возмещением, поскольку помимо стоимости ремонта есть еще и компенсация морального вреда и вреда здоровью.

Кротов отметил, что суды уже начали отказывать гражданам в возмещении полного вреда, делая акцент на ремонт по ОСАГО. И именно это спровоцировало жесткую дискуссию о необходимости пересмотра готовящегося закона.

Юристы не согласны и с тем, что приоритет ремонта установлен только для физлиц: «Неясно, по какой причине к юридическим и физическим лицам, находящимся в одной и той же правовой ситуации (собственники поврежденных транспортных средств), применяются разные формы возмещения вреда». При этом непонятно, «в каком порядке предполагается рассматривать заявление потерпевшего о предоставлении ему возмещения в денежной форме, какие причины для выбора этой формы могут считаться достаточными, каким образом будут разрешаться разногласия».

Реформу ОСАГО пересмотрели: приоритета ремонта над денежной выплатой не будет?

Эти положения проекта формируют неопределенность в правовом положении потерпевших, поэтому предложено, чтобы автовладелец мог сам выбирать форму возмещения.

Нужно ли учитывать износ при расчете компенсации?

Как сообщает «Ъ», юристы Совета недовольны предложением Минфина, согласно которому потерпевший при получении увечья при ДТП получает выплату с учетом износа транспортного средства.

«Как можно на автомобиль — источник повышенной опасности — ставить старые детали?» — возмущается Кротов. Его поддерживает представитель Института государства и права РАН Лариса Санникова, которая полагает, что закон должен защищать автовладельца, который является слабой стороной по отношению к страховщику.

Под новый закон подпадут не все автовладельцы?

Юристы особо отметили положение, согласно которому под «ремонтную» реформу попадают только договоры ОСАГО, заключенные после вступления в силу закона с изменениями. То есть  компенсация по заключенным ранее этого срока договорам будет рассчитываться по-старому.

Автовладельцам будет сложно доказать необходимость получения выплаты

В совете отметили, что автовладельцам будет сложно аргументировать  «комиссии по тяжелым жизненным обстоятельствам», что они попали  в особые ситуации. Совет считает недопустимым вводить жесткие требования на получение страхователем согласия от страховщика на компенсацию.

Совет в итоге дал отрицательное заключение на проект. Причем еще 16 февраля 2017 года были сформированы основные позиции Совета, а на очередном заседании их было решено ужесточить.

Что было решено в итоге

Руководитель аналитической службы «Инфралекс» Ольга Плешанова отмечает, что в решение Совета предложено внести два важных базовых замечания:

  1. Предоставить автовладельцам свободу выбора компенсации (ремонт или деньги).
  2. Отказаться при расчете компенсации от учета износа.

Плешанова отмечает, что реформу может затормозить решение Конституционного суда об отказе от учета износа в выплатах по автострахованию. Если решение КС РФ подтвердит выводы Совета, то это повлияет на исход реформы, говорит юрист.

При этом в комитете Госдумы рассматриваются поправки ко второму чтению проекта. В документе, который есть в распоряжении «Ъ», указано, что износ не будет учтен при выплате в натуральной форме. Также в поправках сказано, что «использование бывших в употреблении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)» не допускается. Что касается «нормы о создании комиссии по тяжелым жизненным обстоятельствам», то ее в очередной версии проекта уже нет. Денежные выплаты предусмотрены в случае смерти потерпевшего, получения им «тяжкого или средней тяжести вреда здоровью», получения инвалидности первой и второй групп. Но получить при этом такое решение (о выплате деньгами) не может быть принято в отношении одного и того же потерпевшего чаще одного раза в три года.

Отметим, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила о том, что приоритетность ремонта важна, поскольку это устранит недобросовестных посредников-автоюристов с рынка. Она отметила, что надеется в этом вопросе на поддержку сенаторов Совета Федерации.

Законопроект вступит в силу в «токсичных» по ОСАГО регионах через 30 дней после публикации, а во всех остальных регионах — через 180 дней после публикации. Предположительно это случится не ранее осени 2017 года. Предположительно второе чтение поправок к законопроекту ожидается в Госдуме 10 марта.

Роман Золотарёв

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Михаил
Михаил
7 лет назад

​Будут ставить китайчатину, красить самой дешевой краской. А еще в сервисах будут снимать хорошие детали и ставить убитые. Как вам такой расклад? Страховка должна быть ДОБРОВОЛЬНОЙ. тогда среди компаний возникнет здоровая конкуренция, что существенно изменит рынок страхования. Ведь компаниям придется бороться за клиента. И если у компании плохая репутация, плохой ремонт, задержки с выплатами, или не доплата — у них не будут страховать. Вот и решение всех проблем.  Но ОСАГО не отменят. Ибо мы кормим огромное стадо всякого быдла.



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн