Страховщики хотят поднять тариф ОСАГО в 10 раз?

Страховое лобби давно пытается добиться либерализации тарифов ОСАГО, а именно — дать страховщикам право самим определять стоимость страховой премии (полиса) без влияния регулятора. Что это значит для автовладельцев? Станет ли стоимость полиса настолько неподъемной, что от ОСАГО начнет отказываться каждый первый?

Как сообщает «Ъ», в РСА (Российском Союзе Автостраховщиков) уже подготовили концепцию перехода на тарифы, которые не будет регулировать государство. Полный переход на свободные тарифы должен произойти с 1 января 2020 года, а уже в 2018-м регулятор будет курировать только верхнюю границу стоимости, коэффициент аварийности и нарушений ПДД. Борьба за свободные тарифы началась далеко не сегодня. Еще в ноябре 2015-го глава Банка России Эльвира Набиуллина поручила Союзу проработать дорожную карту по отказу от регулируемых тарифов, а просьбы такого рода страховщики направляли в Центробанк не единожды.

Что предлагают в РСА: первый вариант развития событий

С июля 2018-го ЦБ прекратит регулировать пять коэффициентов: территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), возраста и стажа водителя (КВС), ограничения по допуску за руль (КО), мощности авто (КМ) и использования автомобиля с прицепом (КПр). При этом ЦБ устанавливает верхнюю планку базового тарифа. В документе указана цифра для легковых авто — 30 000 рублей. Для других категорий ТС пока ограничения не определены. В настоящее время существует норма, по которой максимальная цена полиса ограничена трехкратным ТБ (базовым тарифом) и пятикратным, если клиент страховщика предоставил ему недостоверные сведения при заключении договора. Также в настоящее время Центробанк устанавливает минимальный размер страховой премии для тех страховщиков, которые ранее ОСАГО не продавали. Для этих же целей анализируется устойчивость компаний.

Читаем интересное:  Автомобили в России подорожали на 30–60% за месяц

Делается это для сбалансированности портфеля рисков. Молодой компании сложнее ориентироваться на рынке, и она может попросту демпинговать, анализируя цены более «взрослых» конкурентов. В итоге это приведет к убыточности.

В 2020-м году регулятор вообще откажется определять потолочную планку тарифа: останется лишь нижняя граница стоимости и минимальный перечень факторов риска, которые страховщики будут обязаны учесть при тарификации.

Второй вариант развития событий

На первом этапе предлагается отменить регулирование четырех коэффициентов: возраста, стажа, ограничения по допуску за руль и использования автомобиля с прицепом (КПр). При этом ЦБ устанавливает максимальный ТБ (20 тыс. руб.) только для легковых автомобилей физлиц.

Далее (в промежутке с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2019 года) регулятор отказывается от регулирования территориального коэффициента, а базовый тариф увеличивается вдвое. На полный отказ от влияния на стоимость премии ЦБ выходит также 1 января 2020 года.

Игорь Юргенс, глава РСА, убежден, что для перехода на свободные тарифы на рынке сложилась самая благоприятная ситуация.

Читаем интересное:  Автомобили в России подорожали на 30–60% за месяц

«В настоящее время на рынке сложились нормальные условия для перехода на свободный тариф. Нет лидера с большим отрывом, нет большой зоны провала. Сложилась группа крупных страховщиков, у которых доля в количестве договоров 10–15%, группа средних компаний с долями 2–4%. На наш взгляд, такие условия сбалансированные», — говорит глава РСА.

Как определяется стоимость полиса сегодня?

Сегодня граница тарифа для легковых автомобилей равняется 3,4–4,1 тысячи рублей. Затем цена полиса умножается на территориальный коэффициент (КТ). Так, для столицы он равен двум, следовательно, стоимость полиса может достигать 8,2 тысячи рублей. С учетом прочих коэффициентов она может вырасти и еще, но не более чем в три раза от базовой стоимости с учетом КТ. То есть в Москве полис не может стоить более 24,7 тысячи рублей в год.

На стоимость ОСАГО влияют следующие параметры:

территориальный коэффициент(в городах он выше),

«бонус-малус» (КБМ) (учитывает безаварийный стаж),

количество водителей в полисе (чем больше водителей вписано в полис, тем стоимость выше),

возраст и стаж водителя (чем меньше опыта у водителя и чем он моложе, тем дороже полис),

коэффициент мощности двигателя (чем мощнее мотор, тем дороже полис),

наличие прицепа (с любым прицепом дороже),

срок страхования (если страховка выдается менее, чем на год, полис дешевле),

период использования машины (если автомобиль эксплуатировался менее года, полис дешевле).

Значения коэффициентов были неизменны с 2015 года. Страховщики планируют устанавливать их самостоятельно. В этом и состоит либерализация тарифов ОСАГО.

Читаем интересное:  Автомобили в России подорожали на 30–60% за месяц

К чему все это приведет

Пока неизвестно, до какой величины может вырасти стоимость полиса. Однако на рассмотрении находится проект Минфина, согласно которому будет введена градация полисов по их стоимости и количеству выплат. Сегодня максимальный размер выплаты равен 500 000 рублей (лимит за ущерб, причиненный здоровью) и 400 000 рублей за вред имуществу. Предполагается, что будет введен полис с установленным размером выплаты до двух миллионов, но и стоить он будет дороже. Сколько — пока не известно.

И главный вопрос: кому это нужно

 Ответ настолько прозрачен и очевиден, что сами страховщики уже и не скрывают причин. Страховой бизнес убыточен, и ситуацию надо как-то выправлять. В июне 2017-го былой номер 1 страхового рынка перестал лидировать по количеству продаж автостраховок, а выплат было сделано на 29% больше, чем собрано премий. И разница между собранными премиями и выплаченными возмещениями постоянно сокращается. Иными словами, прибылей у страховых почти нет. В токсичных регионах страховщики вовсе всеми силами сворачивают деятельность, огибая острые углы законодательных норм. 

Роман Золотарёв

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
Евгений
6 лет назад

​Если стоимость ОСАГО действительно вырастет многократно, многие автолюбители, особенно те, которые ездят на старых отечественных авто, будут вынуждены поставить их на «прикол». Иначе стоимость содержания, эксплуатации их значительно возрастет и будет нецелесообразной, так как итак дорогие запчасти и топливо. Должна быть адекватная тарификация, в зависимости от класса и стоимости авто.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x