С 1 января 2016 года автомобилистам разрешили в полной мере оформлять аварии по европротоколу при отсутствии ущерба жизни и здоровью людей, а также при отсутствии разногласий между частниками ДТП. Но для возмещения ущерба свыше 50 000 рублей необходимо, чтобы ситуация фиксировалась с помощью системы ГЛОНАСС. Это как раз сейчас не представляется возможным, поскольку если системы нет, то нормы закона не выполняются, а значит, предъявлять требования к страховой компании по европротоколу на заявленные «безлимитные» суммы пока не получится.
В чем причина?
Напомним, что европротокол, который позволяет получить 400 000 рублей страховой выплаты, применяется исключительно при условии фиксации ДТП при помощи фото- и видеосъемки, иных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (ч. 5 ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен документ, который включает пояснительную записку. В ней сказано, что в настоящее время на рынке отсутствует оборудование, с помощью которого можно фиксировать аварии. В связи с этим предлагается внести изменения в постановление Правительства №1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации».
В нем сказано, что с 1 января 2016 года ДТП необходимо фиксировать с использованием ГЛОНАСС и других спутниковых навигационных систем. Минтранс же предложил перенести эти сроки на год: 2016 год в формулировках должен быть заменен на 2017. Кстати, постановление подписано еще в 2014 году, и, как пилотный проект по безлимитному европротоколу, действует уже год. На территории, например, Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области автомобилисты, по идее, могут оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД на всю сумму покрытия по имуществу в рамках ОСАГО или 400 000 рублей. Но теперь выясняется, что не очень-то и могут.
Напомним, что по требованиям Таможенного союза с 2017 года все новые машины, выпускаемые на территории России, при производстве будут обязательно оснащены устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом в РСА считают, что просто перенос сроков с документе ничего не даст. Только когда каждый автомобиль будет оснащен этими устройствами, можно говорить о полной мере использования европротокола. В РСА, кстати, не так давно заявляли, что и сам механизм передачи данных из системы в АИС РСА нуждается в доработках, и проблему планируют решить к 2017 году.
Терминалы для установки в автомобили могут стоит 4000—6000 рублей. Пока же Минтранс сообщает: из-за недоступности устройств ГЛОНАСС автомобилисты не смогут оформлять европротокол на сумму более 50 000 рублей. Предложение Минтранса поддерживает Минфин, как сообщают «Ведомости». Пока непонятно, как скоро автомобили будут оснащены системами «ГЛОНАСС», насколько они будут доступны для граждан. Представители ГЛОНАСС ссылаются на то, что на российском рынке есть производители, которые позволяют фиксировать ДТП, но названия компаний при этом не уточнялись.
Что остается водителям?
Как недавно стало известно, Путин настоятельно рекомендовал переходить на европротоколы. Такой же позиции придерживается и РСА, утверждая, что 80% ДТП приводят к ущербу не выше 50 000, и в большинстве случаев европротокол предпочтительнее, даже с оговоркой, что водители заведомо не получат по нему больше 50 000 рублей. Для оформления же ДТП в рамках этой суммы допсредства фиксации не нужны. То есть на практике получается следующая ситуация.
Водителей активно склоняют к оформлению ДТП в самостоятельном порядке, при этом если сумма ущерба при дальнейшем рассмотрении составит более 50 000 рублей, то компенсировать ее в настоящее время будет невозможно.
Пока еще составление европротокола строгой обязанностью не является. Но зато водителей штрафуют, если они после ДТП не уберут машину с проезжей части согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. А это автоматически приводит к тому, что водители, желая избежать штрафов, склоняются к оформлению европротокола. РСА приводит утешительную статистику: страховые компании в три раза реже стали отказывать в выплатах тем, кто оформил протокол с ошибками. Но в 3 раза — это не на 100%, то есть отказы в выплатах все равно есть, и их немало. По статистике, в Москве на европротоколы в августе 2015 года перешли примерно 20% участников ДТП. При этом приводятся данные, что в некоторых регионах доля ДТП, оформленных с помощью европротокола, составила 50% в 2015 году.
А пока ситуация складывается именно таким образом, до 4 апреля проект поправок к постановлению №1002 проходит процедуру общественного обсуждения, и когда водители смогут получать выплаты в размере до 400 000 рублей по европейскому протоколу, неизвестно.
Роман Золотарёв
Я так понимаю, что европротокол, это очередная уловка страховщиков, чтобы отказать водителям. Никогда не оформляйте европротокол!!! Лучше подожди часа два инспекторов ГИБДД и пусть он всё сделает сам, во всяком случае он чаще сталкивается с заполнением протоколов. А ты раз в десять лет, не дай бог, столкнёшься с такой ситуацией и когда еще законы меняются каждый год то интересно что там сможешь написать. А страховая только и ждет пока ты ошибку допустишь чтобы тебя на хрен послать. СТОПУДОВО ПОСЛЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ЕВРОПРОТОКОЛА В СТРАХОВОЙ ЛИБО ОТКАЖУТ ПОТЕРПЕВШЕМУ В ВЫПЛАТЕ, ЛИБО У ВИНОВНИКА БУДЕТ ПРОБЛЕМЫ !